Внеучебная деятельность. Сообщение "внеучебная деятельность школьников"

Внеучебная деятельность в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеучебная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

Внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования .

Внеучебная деятельность - это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возлагается основная организующая деятельность на протяжении всего срока обучения в ней детей.

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия.

Выполнение такого заказа требует поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса, и прежде всего в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием полноценной личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Важно увидеть потенциальные, нереализованные возможности более полного удовлетворения социальных запросов.

Одну из таких возможностей мы видим в вовлечении учащихся в активную внеучебную деятельность .

Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения. Для обозначения этой работы употребляется ряд понятий: «внеурочная, внеклассная, внешкольная, внеучебная воспитательная работа».

Основными задачами внеучебной деятельности признаны:

Создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;

Наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат;

Внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

При создании инфраструктуры дополнительного образования Министерство образования России декларировало следующие цели:

создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания стандарта общего образования;

выравнивать стартовые возможности личности;

ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личностные особенности;

компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию, этику);

содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации;

обеспечивать ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья .

Реализация таких стратегических задач должна была повысить эффективность результатов общественного воспитания школьников в сфере свободного времени.

Во внеучебной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, патриотического, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе (этическая беседа, дискуссия, экскурсия), используемые для нескольких классов (вечера, утренники, встречи, лекции и доклады, диспуты и т.д.), в масштабе всей школы (общешкольные праздники, фестивали, смотры и т.д.) .

Самые массовые - это межшкольные, районные, городские, республиканские, областные (различного вида смотры, игры и т.д.).

Есть форма, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. К этим формам можно отнести лекции, доклады, встречи, экскурсии, посещение кино, театров, концертов, выставок.

Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, тематические вечера, выставки, школьные музеи, устные журналы, газета и т.п.

Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы.

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, технологии вовлекаются учащиеся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным кружками, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели. Такие кружки ведут и учителя школы, если эта область составляет их любимое занятие на досуге.

Кружки могут носить разные названия: секция, кружок, общество (например, общество "Юный химик"), клуб (например, "Клуб историков") и др.

Кружковая работа создает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей .

В школах часто проводятся лекции по общеполитическим вопросам и международному положению и по отдельным вопросам науки, искусства, техники. Лекторий предполагает чтение цикла лекций, имеющих определенную тематическую направленность, например по искусству, литературе, достижениям науки .

Тематические вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме. Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов, при этом их подготовка распределяется между всеми классами - участниками вечера или утренника.

Распространены вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на тему морали. При организации их важно получить от учащихся заранее вопросы.

Проводятся и праздничные вечера и вечера отдыха, которые также готовятся с привлечением большого числа учащихся. Они включают обычно и художественную самодеятельность, аттракционы .

Распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками.

Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути. Особенно ценно, когда гостя приглашают сами ребята и сами организуют всю подготовку к его встрече.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, турниры, фестивали и другие формы состязаний. Эти состязания проводятся и в области спорта (турнир шахматистов, соревнование на первенство по волейболу, баскетболу и т.п.), и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам (химическая, математическая, физическая олимпиады; конкурс на лучший перевод стихотворения с иностранного языка на русский, конкурс на лучший рисунок), и в области трудовых достижений (выставка поделок) и т.д.

Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся. Ребята знают своих лауреатов, гордятся ими.

Естественно, проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры .

Предметные олимпиады - очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиаде, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков.

Состязания, смотры и олимпиады часто проводятся для всех школ района. Заканчиваются они городскими, республиканскими или областными состязаниями и смотрами.

В связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев - «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т.д.

Школы проводят экскурсии (в музеи, в природу, на производство). Экскурсии при условии их тщательной подготовки имеют большое воспитательное и образовательное значение.

Все большее развитие получает в школах туристическая, краеведческая и экологическая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические). Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т.д.

В школе всегда выпускается много стенных газет: классные, общешкольные, органы отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет сплачивает учащихся, пробующих свое перо в написании очерков, фельетонов, стихов. Школьные стенгазеты - очень действенное средство разностороннего развития учащихся .

Одной из интересных форм, которые используются в школе, является диспут или дискуссия. Условием успешности его проведения является выбор действительно интересующей или волнующей ребят темы или проблемы и подготовленность старших (учителей, классного руководителя) к тому, чтобы тактично помочь учащимся в его подготовке и проведении. Ценность диспута - в искренности, свободном обмене мнений, высказывании своих мыслей и суждений.

Для повышения ответственного отношения к учебе, решения задач умственного воспитания применяются общественные смотры знаний, организуются предметные кружки, устраиваются "предметные недели", олимпиады для пропаганды определенных областей знания и привлечения к ним внимания учащихся .

В области трудового воспитания специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: уборка классов, школы, школьного двора; ремонт школьного учебного оборудования; оформление кабинетов, помощь школьной библиотеке; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона и др.

Этическая беседа как одна из важных форм нравственного воспитания проводится классными руководителями. В целях нравственного воспитания широко используется и большая часть из вышеназванных форм (и лекции, и тематические вечера, и встречи, и работа с книгой и др.).

В области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения учеников к искусству являются посещение кино, театров, концертов, выставок и музеев изобразительного искусства, а также организация концертов, просмотры кинофильмов или прослушивание музыкальных записей в самой школе. Собственная активная деятельность в области искусства осуществляется через занятия учащихся в различных кружках и студиях.

В последние годы, в связи с укреплением материальной базы школы, в школах создаются компьютерные кружки, секции.

Большое внимание уделяется сейчас всем формам внеучебной физкультурно-спортивной работы, начиная от коллективных выходов всем классом на каток, походов на лыжах, игр на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и кончая вовлечением учащихся в спортивные секции, работающие при школах.

Большую роль играют и различные объединения и клубы по интересам. В качестве критериев определенной типологии, классификации объединений и клубов специалисты выделяют виды деятельности по направлениям, профилям (общественно - политические клубы, художественные, технические, коллекционно - собирательные и т.д.); типология социально - демографическая (клубы подростковые, семейные, разновозрастные и т.д.), типология по степени пассивности-активности, т.е. по удельному весу созерцательности - созидательности и т.д.

Наиболее важной является типология по видам деятельности, ибо по ней лучше отслеживаются целевые установки объединений и специфические особенности деятельности того или иного молодежного объединения.

Отличительными признаками объединений нового типа являются:

Расширение видов деятельности в социально-культурной среде;

Отказ от жестких возрастных границ и включение взрослых в состав объединений;

Отказ от всеохватности детей, ориентация на малочисленный состав, стремление к более качественному результату деятельности;

Разнообразие интересов и потребностей в таких объединениях и практическое отсутствие политических целей;

Формирование новых представлений о жизни и условиях, добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил .

Основной целью объединения нового типа является содействие воспитанию нового поколения граждан РФ путем формирования сферы общения молодежи на базе российских государственных общеобразовательных школ.

В соответствии с целями обозначены и задачи:

содействие социальной защите российских детей и подростков в их праве на бесплатное полное среднее образование в РФ;

содействие социальной защите системы государственной средней школы России от политического и религиозного влияния;

пропаганда общественной и социальной значимости воспитания молодого поколения России в процессе школьного образования;

взаимодействие с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и иными учреждениями и организациями по вопросам, входящим в сферу интересов объединений;

оказание помощи гражданам, общественным и иным организациям, научным и учебным учреждениям, средствам массовой информации в их деятельности, соответствующей целям и задачам объединения;

содействие защите российских школьников от криминализации массового сознания;

содействие повышению политико-правовой культуры и социально-политических знаний российских школьников;

содействие развитию инфраструктуры российских городских и сельских населенных пунктов, в том числе путем организации системы культурного и спортивно-оздоровительного досуга молодежи .

Для формирования мотивации здорового образа жизни у подростов во внеучебной деятельности необходимо правильно выбрать воспитательную модель.

На сегодняшний день существует несколько моделей воспитания мотивации здорового образа жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование здорового образа жизни у человека.

Первая модель - медицинская. Она построена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногда моделью ЗОП - знания, отношения, поведения. Она предполагает в качестве исходного принципа, что если человек знает о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, и противоположное утверждение, если он знает о чем-то полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответствующему поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.

Другая модель воспитания мотивации здорового образа жизни - образовательная. Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу ее легли представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:

1. Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;

2. Выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;

3. Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;

4. Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив;

5. Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

6. Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;

7. Составление детального плана для осуществления поведения, учет возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.

Третья модель формирования здорового образа жизни - это радикально-политическая модель. Она основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательные акты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здоровому образу жизни.

Следующая модель воспитания мотивации здорового образа жизни - это модель самоусиления. Ее суть в том, что если обьединить достоверную медицинскую информацию,представляемую профилактической медицинской моделью, требуемые для принятия решения навыки, вырабатываемые образавательной моделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модель самоусиления.

Развитие во всем мире школ, способствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоящее время способствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в том числе и нашей, делают далеко не все для того, что можно было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровый образ жизни. К примеру, прдолжается реклама табачных изделий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образа жизни.

Обращает на себя внимание реалистичность данной схемы. Она разработана английским ученым К. Томпсоном, и включает все, психологические факторы, в том числе те которые влияют на принятие решений о здоровье. Опыт показывает, что система мотиваций, самоуважения существеным образом сказываются на принятии решений о действиях на благо здоровья.

Анализ современных моделей воспитания здорового образа жизни показывает, что это весьма сложный процесс. Кроме того, аксиоматическое представление о здоровье как непреходядящей ценности для каждого человека не является таковым.

Чтобы формирование мотивации на здоровый образ жизни во внеучебной деятельности проходило эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеучебной деятельности обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеучебной деятельности велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога .

И, наконец, только тогда формирование мотивации на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

Таким образом, внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она помогает контролировать и регулировать формирования мотивов здорового образа жизни у молодого поколения. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и внеучебная деятельность в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников

Заместитель директора по ВР Коробова Е.Б.

Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

  • внеучебной деятельности школьников,
  • внеучебной работы учителей со школьниками,
  • системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

  • месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
  • времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
  • отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников.

Учитывая перечисленные особенности, перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационно - коммуникационных технологий и обеспечивающих:

  • эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • повышение активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие способности свободного культурного общения;
  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
  • всестороннее развитие личности ребенка;
  • организации содержательно досуга детей и молодежи.

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

  • проведение и консультирование проектной деятельности;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
  • внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
  • работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, оформление кабинетов);


Учащиеся школы принимают активное участие в телекоммуникационных проектах, в 14 проектах приняло участие 86 человек, 43 % за прошедший учебный год.

Литература

  1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. .
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
  4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000.
  5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.
  6. Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000.
  7. Информатика и образование 5-2008
  8. Информатика и образование 3-2008
  9. Информатика и образование 12-2008
  10. Информатика и образование 6-2008
  11. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. Пособие – 5-е изд., исп.- М.: издательско - торговый дом «Русская Редакция», 2005 -368 с +СD ISBN 5-7502-0090-6
  12. OOO “Медиа-Сервис 2000” Защита компьютеров от вирусов.
  13. ООО КомпактБук, 2002. e-mail: office@ «Самоучитель Microsoft® Windows® 98»
  14. ООО «СиДи-Арт» «Обучение Visual Basic 6.0»
  15. © ГуруСофт, 2002. Программа-тренажер для детей Информатика.
  16. ® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» изучаем Word XP
  17. ® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» ® 2002 УНИАР изучаем Excel XP
  18. Copyright © МультиМедиа Технологии и дистанционное обучение. 2003 Тeach Proтм Информатика.

Внеучебная деятельность школьников.

Внеучебная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В современной школе ребёнку должны быть доступны следующие виды внеучебной деятельности:

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Социальное творчество;

Трудовая деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристко-краеведческая деятельность.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников имеет значение различение воспитательных результатов и эффектов этой деятельности.

Воспитательный результат- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект- это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Другими словами:

    школьник знает и понимает общественную жизнь.

    школьник ценит общественную жизнь.

    школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижения всех трёх уровней воспитательных результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов этой деятельности, в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой – российской, этнической, культурной, гендерной.

На родительском собрании шёл разговор о занятости детей во внеурочное время. Родителям было предложено расписание работы кружков и секций, как в школе, так и в других досуговых учреждениях. Родители отметили нужность и разнообразность кружков. Также отметили, что ни в школе, ни в городе нет кружка информатики, а их дети хотели бы посещать такой кружок. Родителям было рекомендовано в соответствии с увлечениями, интересами, наклонностями детей определить их в тот или иной кружок или секцию. В результате из 25 человек класса – 21 учащийся посещает кружок или секцию. Городские кружки и секции посещают 16 человек, школьные – 15 человек. Посещают ЯДЮСШ- Абубакиров Вадим, Бойко Богдан, Гимамов Данис, Лисеева Татьяна, Мясников Евгений, Огурцова Саша. Танцевальные кружки посещают Бекина Юля, Прокофьева Яна. Рукоделием – Петрикова Таня и Шевелёва Алёна. Харитонов Кирилл много лет занимается футболом – является призёром городских и областных соревнований. Некрасов Виктор занимается гиревым спортом и лёгкой атлетикой.

Многие учащиеся посещают по 2-3 кружка, это говорит о том, что дети хотят развиваться разносторонне.

Класс активный, они с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях.

Внеучебная

деятельность

школьников

Кл.руководитель Томилова Л.Н.

Loading...Loading...