Внешняя политика бисмарка кратко. Вильгельм II

В 1871 в Версале Вильгельм I надписал на конверте адрес - "канцлеру Германской империи", утвердив тем самым право Бисмарка управлять империей, которую тот создал и которая была провозглашена 18 января в зеркальном зале Версаля.

"Железный канцлер", представлявший интересы меньшинства и абсолютной власти, управлял этой империей в 1871-1890, опираясь на согласие рейхстага, где с 1866 по 1878 его поддерживала партия национал-либералов. Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов. Проведенные им в 1873 реформы образования привели к конфликту с Римской католической церковью, однако основной причиной конфликта было возраставшее недоверие германских католиков (составлявших около трети населения страны) к протестантской Пруссии. Когда эти противоречия проявились в деятельности католической партии "Центра" в рейхстаге в начале 1870-х годов, Бисмарк вынужден был принять меры. Борьба против засилья католической церкви получила название "культуркампфа" (Kulturkampf, борьба за культуру). В ходе ее многие епископы и священники были арестованы, сотни епархий остались без руководителей. Теперь церковные назначения должны были согласовываться с государством; клирики не могли находиться на службе в государственном аппарате.

В области внешней политики Бисмарк прилагал все усилия, чтобы закрепить завоевания Франкфуртского мира 1871, способствовал дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Он предпочел не участвовать в обсуждении претензий на ослабленную Османскую империю. Когда на Берлинском конгрессе 1878 под председательством Бисмарка завершилась очередная фаза обсуждения "Восточного вопроса", он разыграл роль "честного маклера" в споре соперничавших сторон. Секретный договор с Россией 1887 - "договор перестраховки" - показал способность Бисмарка действовать за спинами своих союзников, Австрии и Италии, для сохранения status quo на Балканах и Ближнем Востоке.

Вплоть до 1884 Бисмарк не давал четких определений курсу колониальной политики, главным образом из-за дружественных отношений с Англией. Другими причинами было стремление сохранить капиталы Германии и свести к минимуму правительственные расходы. Первые экспансионистские планы Бисмарка вызвали энергичные протесты всех партий - католиков, государственников, социалистов и даже представителей его собственного класса - юнкерства.

Несмотря на это, при Бисмарке Германия начала превращаться в колониальную империю.

В 1879 Бисмарк порвал с либералами и в дальнейшем полагался на коалицию крупных землевладельцев, промышленников, высших военных и государственных чинов. Он постепенно перешел от политики "культуркампфа" к гонениям на социалистов. Конструктивной стороной его негативной запретительной позиции стало введение системы государственного страхования по болезни (1883), в случае увечья (1884) и пенсионного обеспечения по старости (1889). Однако эти меры не смогли изолировать германских рабочих от социал-демократической партии, хотя и отвлекли их от революционных методов решения социальных проблем. При этом Бисмарк выступал против любого законодательства, регулирующего условия труда рабочих.

Конфликт с Вильгельмом II. Со вступлением на престол Вильгельма II в 1888 Бисмарк потерял контроль над правительством. При Вильгельме I и Фридрихе III, который правил менее полугода, позиции Бисмарка не смогла поколебать ни одна из оппозиционных группировок. Самоуверенный и честолюбивый кайзер отказался играть второстепенную роль, и его натянутые отношения с рейхсканцлером становились все более натянутыми. Наиболее серьезно расхождения проявились в вопросе о внесении изменений в Исключительный закон против социалистов (действовавший в 1878-1890) и в вопросе о праве министров, подчиненных канцлеру, на личную аудиенцию у императора. Вильгельм II намекнул Бисмарку на желательность его отставки и получил от Бисмарка заявление об отставке 18 марта 1890. Отставка была принята через два дня, Бисмарк получил титул герцога Лауэнбургского, ему было присвоено также звание генерал-полковника кавалерии.

Удаление Бисмарка во Фридрихсруэ не было концом его интереса к политической жизни. Особенно красноречив он был в критике вновь назначенного рейхсканцлера и министра-президента графа Лео фон Каприви. В 1891 Бисмарк был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, а двумя годами позже отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания. В 1894 император и уже стареющий Бисмарк вновь встретились в Берлине - по предложению Хлодвига Гогенлоэ, князя Шиллингфюрста, преемника Каприви.

Десятилетие целенаправленной борьбы Отто фон Бисмарка за создание единого германского государства увенчалось успехом и привнесло кардинальные изменения в расстановку сил в Европе. Бисмарку, действовавшему в рамках политики «железа и крови» удалось создать крупное милитаристское государство, занявшее место одной из основополагающих военных сил на европейском континенте. Однако вслед за военными победами пришла очередь разрешения существенных внутренних противоречий, которых при создании единой Германии избежать было невозможно ввиду длительного существования многочисленных германских монархий, разобщенных не только политически, но и культурно.

Начало внутренней консолидации германского общества ознаменовалось провозглашенной Бисмарком политикой «культуркампф», направленной на унификацию культурной стороны жизни германского общества - крайне узкая трактовка «культуркампфа», не раскрыты её цели!. Столь острая необходимость в первую очередь была обусловлена преобладанием во вновь присоединенных южно-германских землях католической веры, в отличие от протестантизма, характеризовавшего религиозные настроения Северной Германии. Остроты складывавшейся ситуации добавляли разногласия и в самой католической среде германского общества. С целью постепенного разрешения сложившейся проблемы Бисмарк в 1871 году внес дополнения в Конституцию, запрещавшие любую политическую пропаганду в церкви. Для подчинения церковного образования государству, Отто фон Бисмарк в 1873 году инициировал школьный закон, переводивший все церковные школы под контроль государства. С этого момента церковь в Германии утратила всякую независимость и предстала в виде государственного учреждения. Столь активное выступление против церкви было обусловлено следующими размышлениями Бисмарка: «Католическое духовенство является политическим институтом в церковной форме и переносит на своих сотрудников собственное убеждение в том, что его свобода заключается в его власти и что повсюду, где церковь не господствует, она вправе жаловаться на диоклетианово гонение» .

На протяжении 1870-х годов Отто фон Бисмарк оказался вовлечен в тяжелую и изнуряющую политическую борьбу в парламенте, вызванную с недовольством многих парламентариев религиозной политикой канцлера. Сохранение за собой полученных по итогам политического триумфа позиций было обусловлено, прежде всего, политическим устройством Германской империи, потому как, по мнению В.В. Чубинского, «оно сочетало в себе элементы центростремительные и центробежные, централизм и партикуляризм, абсолютизм и конституционализм» .

В парламенте Бисмарку постоянно приходилось лавировать между крупными политическими силами, такими как центристы, консерваторы, национал-либералы, а также социал-демократами, вызывавшие отчетливо заметную антипатию со стороны канцлера. Кроме этого, имперский канцлер находился во властном, но в тоже время в подневольном состоянии, так как решающее слово в большинстве вопросов сохранялось за первым человеком в государстве - императором. Он, в свою очередь, был подвержен влиянию совершенно различных политических деятелей, в том числе и тех, кто испытывал открытое негативное отношение к Бисмарку.

Важной особенностью, характеризовавшей положение могущественного канцлера было и то, что император Вильгельм I мог окончить свое правление в любой момент ввиду того, что уже в 1870-х годах он находился в достаточно почтенном по меркам того времени возрасте. При смене же правителя место Бисмарка без сомнений оказалось бы занятым другим ставленником короля и, по мнению Хилльгрубера - кто это?, «никакое «большинство» в рейхстаге, и никакая популярность основателя империи не смогли бы воспрепятствовать подобной замене в семидесятые годы или в начале восьмидесятых» . - страница?

Тем самым, можно говорить о том, что, несмотря на всю казавшуюся прочность положения «железного канцлера», на деле оно представлялось весьма хрупким, зависящим от находившегося на троне монарха. Несомненно, подобные соображения имели свое отражение в политике, проводимой Бисмарком, но, тем не менее, они не могли нарушить свойственную ему решительность и политическую активность.

Отстаивая свою политическую линию, Бисмарк вступил в существенные разногласия с консерваторами, в рядах которых он некогда начинал путь в большой политике. Недовольные от отхода страны в сторону от ранее существовавших устоев, подчеркивавших значение и роль юнкерства, консерваторы часто выступали против вносимых канцлером законопроектом и тем самым вносили все больший раскол в отношения между бывшими соратниками. По мере роста разногласий с политическими оппонентами Бисмарк фактически подчеркивал, что «его противник автоматически превращался для него в противника монарха и монархии - самое страшное преступление» .

Растущее противостояние в парламенте вынудило Бисмарка пойти на сближение с национал-либералами, в надежде претворить в жизнь свои инициативы. Однако данное союзничество не дало канцлеру желаемого результата, и он стал ощущать все большие сложности в парламентской борьбе. К 1875 году политика «культуркампфа» фактически зашла в тупик и вынудила Бисмарка отказаться от активного ее продолжения.

К концу 1870-х годов Отто фон Бисмарк стал склоняться к осуществлению решающего удара по своему ненавистнейшему врагу - социал-демократии. - почему это ненавистнейший враг и почему враждебность не проявлялась в период «культуркампфа»? Произошедшие в 1878 году покушения на императора Вильгельма I, не имевшие доказанного отношения к социалистическому движению, тем не менее, стали удобным для канцлера поводом начать полномасштабное политическое сражение, имевшее в итоге колоссальное значение.

Первая из предпринятых попыток нанести удар по социалистам оказалась неуспешной, но второе покушение на императора изменило ситуацию в пользу Бисмарка. С большими усилиями ему удалось преодолеть сопротивление парламентских группировок. В итоге, принятые против социалистов законы, позволили запретить деятельность социал-демократической партии. Воспрещалась пропагандистская деятельность социалистов, а полиция получила расширенные полномочия в борьбе с опасными общественно-политическими элементами, на которых налагались наказания от денежных взысканий до тюремного ареста и высылки за пределы страны.

Несмотря на первичные успехи в антисоциалистической борьбе Бисмарк со временем вынужден был убедиться в том, что окончательной победы ему одержать не удалось. Начиная эту борьбу, как выразился В.В. Чубинский, Отто фон Бисмарк «совершал самую крупную наряду с культуркампфом политическую ошибку своей жизни» . - почему?

После тяжелых для Бисмарка выборов в парламент 1881 года им была предпринята попытка склонения рабочего класса в лоно лояльности государственному режиму. Канцлер стал инициатором масштабных социальных реформ, по своим размахам заметно превосходившие преобразования аналогичной направленности в других развитых государствах. В 1883-1890 годах был принят ряд законопроектов, направленных на введение страхования рабочих на производстве, а также введение денежных компенсаций. Последующие исторические события доказали, что погасить рост популярности социализма не удалось и все усилия Бисмарка в данном направлении оказались по большей части тщетными.

Не менее важным и многогранным направлением деятельности Отто фон Бисмарка, чем внутригосударственные преобразования, являлась внешняя политика. Появление на политической карте мира Германской империи естественным образом сказалось на международной обстановке. Бисмарк, находясь фактически у руля одного из сильнейших государств Европы, стремился всячески улучшить его внешнеполитическое положение.

В скором времени после окончания франко-германской (франко-прусской) войны стало заметным быстрое восстановление побежденной Франции, сумевшей досрочно погасить контрибуционные задолженности. Кроме того, в 1873 году германские войска, находившиеся на территории Восточной Франции, были выведены. Все это способствовало резкому возрастанию напряженности в отношениях как между Францией и Германией, так и на всем континенте. Ощущавшие возможность начала новой войны между недавними противниками Российская и Британская империи заметно активизировались и создали обстановку, угрожавшую Германии войной на два фронта. Как отмечал исследователь Хилльгрубер, «наконец-то было недвусмысленно продемонстрировано, что достижения 1871 года -- это наибольшее, что были готовы признать прочие европейские державы» .

Важным политическим событием стало заключение 6 июня 1873 года союзного договора между Россией и Австрией. Бисмарк, стремившийся к установлению тесных связей с ними, стал инициатором присоединения к договору Германии. Таким образом, договоренность преобразовалась в «Союз трех императоров», занявший значимое место в европейской политике.

События 1875 года, связанные с национально-освободительными выступлениями в Боснии и Герцоговине, а также Сербии и Черногории. Балканы не зря прозванный «пороховой бочкой» Европы приковали внимание всех ведущих держав и том числе Германию в лице Отто фон Бисмарка. Появившаяся у него в это время идея о необходимости отказа от вовлечения в тесные союзнические отношения с кем-либо в скором времени стала кардинально меняться. Такой скачок в целеполагании германской внешней политики был вызван желанием Бисмарка сохранить выгодную расстановку сил. Так, первостепенными направлениями стала поддержка Австро-Венгрии, а также максимальное ослабление Франции. Кроме того, желание сближения с Российской империей продолжало занимать значимые позиции в политике Бисмарка, но русско-турецкая война во многом повлияла на изменение позиций по данному вопросу.

Победа России в войне и заключение Сан-Стефанского мирного договора не могли удовлетворить устремления Бисмарка, допустить чрезмерного усиления победившей стороны. По этой причине канцлер стал инициатором созыва Берлинского конгресса на участие, в котором откликнулись Россия, Англия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Турция, Греция, Иран, Румыния, Черногория и Сербия.

Как отмечает А.Р. Андреев, «Бисмарк откровенно и грубо выразил цель конгресса в ставших знаменитыми словах: «Господа, мы собрались здесь не для того, чтобы совещаться о счастье болгар, а для того, чтобы обеспечить Европе мир»» . - и что тут грубого и отрицательного? Активная деятельность Бисмарка способствовала достижению им желаемых результатов, направленных на исключение возможности создания в Европе крупного военно-политического союза, направленного против Германии. Интересным замечанием о содержании Берлинского трактата, подписанного 13 июля 1878 года, представляется мысль французского историка Антонэна Дебидура: «в Берлинском трактате поражает прежде всего то, что он словно создан не для обеспечения всеобщего мира, а с целью перессорить все великие и даже многие мелкие европейские державы… Нет сомнения, что ни одна из заинтересованных сторон не вернулась с конгресса без некоторого недовольства, без чувства беспокойства, без нового зародыша ненависти и конфликта» .

Бисмарк на Берлинском конгрессе впервые продемонстрировал всему миру свои политические таланты и доказал состоятельность в сфере отстаивания интересов своего государства на международной арене. Фактически украв у России заслуженные военной победой политические достижения, Бисмарк встал на путь постепенного отхода от дружеских взаимоотношений между странами. Так, благодаря усилиям канцлера, согласно 60 статье трактата устанавливалось положение, по которому «долина Алашкерта и город Баязет уступленные России статьей XIX Сан-Стефанского договора», возвращались Турции .

Подписанный годом позже союзный договор с Австро-Венгрией, направленный против России окончательно сдвинул русско-немецкие отношения в сторону разрастания взаимной неприязни. Россия начала сближение с Францией.

Предпринятая в 1881 году, Отто фон Бисмарком попытка восстановления «Союза трех императоров», потрепанного событиями 1878-79 годов, оказалась в своем итоге неудачной, так как, несмотря на продление существования союза в 1884 году, австро-русские противоречия нагнетали враждебную обстановку. После 1885 года, ознаменовавшегося ростом напряженности на Балканах, где сталкивались интересы России и Австрии значение союза, было практически сведено к нулю. Россия перевела свои капиталы из Германии во Францию, что резко ударило по политическому равновесию на континенте. Ощущая риск возникновения войны на два фронта для Германии, Отто фон Бисмарк попытался его минимизировать. Несмотря на тарифные войны, фактически переходившие в русло экономической войны с Российской империей, канцлеру все же удалось в 1887 году заключить договор, обеспечивающий ее нейтралитет в случае франко-германской войны. Неудачная попытка заключения союза с Англией в 1889 году оказалась последней крупной внешнеполитической акцией, предпринятой Отто фон Бисмарком в качестве канцлера Германской империи.

Состоявшиеся 20 февраля 1890 года выборы в немецкий парламент ознаменовали существенное поражение коалиции национал-либералов и консерваторов, созданной под влиянием Бисмарка. Находившийся на троне с 1898 года император Вильгельм II, не испытывавший симпатии к старому канцлеру склонился к решению об его отставке. - причины отставки не раскрыты? В чём разногласия Бисмарка с новым кайзером? Таким образом, завершился путь Отто фон Бисмарка фактически у руля германского государства.

В 1870-е гг. карта Европы была перекроена, благодаря внешней политике Бисмарка. Он не был бы таким тонким политиком, если бы заранее не оценил, что Европа не долго будет находиться в оцепенении от его громовых ударов во время франко-прусской войны. Ни одна страна не осталась в стороне. Слабые могли объединиться.

При всем этом быстром военном вооружении, Франция не думала о войне, она сосредотачивалась после войны. Леон Гамб’етта, премьер-министр и МИД Франции, больше всего раздражал Бисмарка. Бисмарк был вынужден прибегнуть к военной угрозе.

В 1875 г. Александр II и Горчаков приехали в Берлин, чтобы развеять грозовую тучу, нагоняемую Германией. Вроде бы все успокоились. (В возрождавшейся Франции Бисмарк усматривал мстителя за отторжение Эльзаса и Лотарингии и спешил с войной, пока Франция недостаточно окрепла. В 1875 г. Бисмарк был готов начать против Франции войну, чтобы разгромить ее еще основательнее, чем в 1871 г., и низвести до положения вассала Германии. Не желая чрезмерного усиления Германии, Россия и Англия дали Бисмарку понять, что не допустят нового разгрома Франции. Германия отступила. Когда Александр II и Горчаков ездили в Берлин, их приняли очень дружелюбно, заверили, что войны не будет. А по отъезду стало известно, что Горчаков разослал телеграммы по всем странам: «Мир теперь обеспечен!».

Бисмарк стремился подтолкнуть Россию к тому, чтобы она выплескивала свою чрезмерную силу где-нибудь на Востоке и на Юге (Турция, Балканы). Берлинский конгресс стал ядром германской истории этого периода и рубежом политики Бисмарка (его детище).

В 1875 г. в Боснии вспыхнуло восстание. В мае 1876 – в Болгарии, а потом – на всех Балканах. Первая вмешалась Австро-Венгрия, вторая – Россия. Если до сих пор Россия считалась заступницей славян, то теперь она откровенно начала вести националистическое панславистское движение. 4 апреля 1877 Россия объявила войну Турции. Через год Россия дошла до Стамбула. Март 1878 г. – Сан-Стефанский договор.

Сербия, Черногорье, Румыния становились автономиями под покровительством Австрии.

Болгария присоединила Румынию и Македонию, что стало перспективой для России получить выход в Средиземное море, минуя Босфор.

Конечно же, Англия и Австро-Венгрия – против Сан-Стефанского договора. Здесь впервые появился термин «Восточный вопрос». Австро-Венгрия требует созвать новое широкое совещание. А Россия предложила провести его в Берлине. Бисмарк: «ну что ж, я могу выступить в качестве частного маклера», те в качестве третейского судьи. Берлинский конгресс только подтверждает эту Рейхштагскую/Будапештскую конвенцию.

Даже после заключения конгресса Бисмарк стремился ободрить Россию – заключить частный русско-германский договор. В 1879 – заключается австро-германский секретный договор. Если Россия нападет на одну из стран, то вторая придет на помощь; Если нападет третья другая страна, то вторая будет сохранять нейтралитет. (Недопустить союза Р и ФР, меры безопасности.)

20 мая 1882 г. – Тройственный союз меду Германией, Австро-Венгрией и Италией. Германия и А-В взяли на себя обязательство оказать помощь Италии, если та подвергнется нападению Франции, а Италия должна в аналогичной ситуации помочь А-В и Германии. 18 января 1881г. – после ряда переговоров был подписан договор между Германией, Россией и А-В – Союз 3-х императоров.

Внешняя политика Бисмарка. Колониальные захваты.

Выход на международную арену быстро крепнущей новой Германии с ее претензиями на гегемонию в Европе одновременно поставил перед правителями империи проблему поиска союзников. Причем таких, которые помогали бы держать в политической изоляции Францию. Вплоть до отставки в 1890 г. Бисмарка буквально мучил «кошмар коалиций», созданию которых он посвятил двадцать лет своего канцлерства.

Используя идею монархической солидарности для сохранения «порядка» в Европе, в 1873 г. Бисмарку удалось создать «Союз трех императоров» - Германии, Австро-Венгрии и России. Соглашение носило консультативный характер, но роль Германии в системе международных отношений сразу, же возросла. Однако, «Союз» не был, да и не мог быть устойчивым. Слишком уж существенными были противоречия между странами. И хотя в 1881 г. соглашение было возобновлено, причем уже в форме договора о нейтралитете, к середине 80-х годов «Союз» полностью исчерпал свои возможности.

Еще на Берлинском конгрессе Германия не поддержала притязания России на Балканах. В свою очередь Россия отказывалась соблюдать нейтралитет в случае войны Германии и Франции. Это трижды (в 1875, 1885 и 1887) удерживало Бисмарка от нового нападения на Францию. К тому же, после взаимного повышения пошлин на ввозимые товары в конце 70-х гг. между Германией и Россией началась настоящая таможенная война.

Ухудшение отношений с Россией обусловило военно-политическое сближение Германии и Австро-Венгрии. В1879 г. правительства двух стран заключили секретный союзный договор, носивший явную антироссийскую направленность. В1882 г., используя итало-французское колониальное соперничество, Бисмарку удалось вовлечь в коалицию и Италию.

Так возник Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, положивший начало расколу Европы на враждующие военные группировки.

Ловко играя на противоречиях европейских держав, Бисмарк сумел укрепить международное положение Германии. В годы его канцлерства, было, положено начало и колониальной экспансии империи. Германия вступила на путь колониальных захватов позже других стран, но сразу же проявила чрезвычайную активность и агрессивность. Только за 2 года (1884-1885) она овладела территорией общей площадью 3 млн. кв. км. Так, в 1884 г. была основана первая германская колония в Юго-Западной Африке. Вслед за ней германские колонизаторы захватили Того, Камерун, северную часть Новой Гвинеи. В 1885 г. контроль был установлен над Маршалловыми островами в Тихом океане.

Вильгельм II. Переход Германии к «отравой политике».

Ухудшение англо-германских отношений.

После смерти Вильгельма I трон вскоре перешел к его внуку Вильгельму II. Воцарение нового кайзера вызвало ликование среди военных, прусских консерваторов и клерикалов. 29-летний император был типичным юнкером, более всего гордившимся военными победами прусского оружия. Его взгляды сформировались под влиянием военно-аристократической среды и отличались крайним консерватизмом. Новый кайзер сразу же высказался о необходимости борьбы с «разрушительными элементами», заявляя, что «воля государя - высший закон».

Новый император был весьма своеобразным человеком: он часто путешествовал, лично вмешивался во все дела, любил поучать окружающих - от слуг до европейских монархов, стремился всегда находиться в центре внимания. Современников озадачивали частые перемены планов и, политических «курсов» Вильгельма II. Немцы называли его то Непостижимым, то Странствующим.

Терпеть около себя Бисмарка и быть его тенью император не мог и не хотел (хотя считался его другом). Несмотря на противоречивость характера, кайзер был достаточно амбициозным и энергичным политиком, чтобы править самому. Между ним и старым канцлером сразу же возникли разногласия по важным вопросам внутренней и внешней политики. Кайзера, в частности, не устраивал «перестраховочный» курс Бисмарка, его стремление любой ценой избежать войны с Россией. Вильгельм II и его окружение допускали возможность войны на два фронта (против Франции и России) и были готовы к борьбе за передел колониального мира.

Разногласия обнаружились и в отношении к рабочему движению. В отличие от Бисмарка, кайзер считал опасным продолжать политику репрессий и был склонен к социальному маневрированию. После крупной забастовки шахтеров в Вестфалии он заявил, что намерен улучшить положение неимущих и неожиданно для всех созвал в Берлине конференцию по рабочему вопросу. В начале 1890 г. рейхстаг отклонил предложение Бисмарка превратить «Исключительный закон» против социалистов в постоянный, и вскоре после этого «железный канцлер» был вынужден уйти в отставку. Его сменил ставленник императора генерал Лео фон Каприви.

Смена режима власти в Германии сопровождалась многочисленными заявлениями кайзера о намерении проводить «новый курс» во внутренней политике. Уже в своих «февральских указах» 1890 г. Вильгельм II пообещал улучшить положение рабочих и смягчить социальную напряженность в стране, после которых рейхстаг принял ряд законов, частично ограничивавших произвол предпринимателей. В 1891 г. в Германии был введен 11-тичасовой рабочий день для женщин и запрещен труд детей младше 13 лет.

Однако либеральный «новый курс» кайзера оказался недолговечным. В1894 г. Каприви был отправлен в отставку, а на смену ему пришел престарелый князь Хлодвиг Карл фон Гогенлоэ. Во внутренней политике эта кадровая перестановка знаменовала поворот от социального реформизма к реакции, новым репрессиям против левой оппозиции. На протяжении пяти лет окружение Вильгельма II подавало в рейхстаг один за другим законопроекты, которые должны были ограничить и без того урезанные гражданские права и свободы немцев. Только один из них, «каторжный законопроект» (1899), предусматривал наказание до 3 лет каторги для участников забастовок и до 5 лет - для их организаторов. Однако, все эти законопроекты были провалены в парламенте либеральными партиями.

В 90-х годах XIX в. резко активизировалась внешняя политика Германии и изменилась ее направленность. Бурное развитие промышленности, переросшей возможности внутреннего рынка, вынуждало пра- вящие круги страны поддерживать германскую торговую экспансию в Европе, искать «но- вые независимые территории» для сбыта товаров. Вступив на путь колониальных захватов позже других стран, Германия значительно уступала им в раз,- мерах захваченных территорий. Немецкие колонии были в двенадцать раз меньше английских и к тому же бедны сырьевыми ресурсами. Имперское руководство остро переживало такую «несправедливость» и, активизируя колониальную политику, впервые поставило вопрос о переделе уже поделенного европейскими странами мира. «Прошли уже те времена, - заявлял в рейхстаге будущий канцлер Бернгард фон Бюлов, - когда другие народы делили между собой земли и воды... Мы требуем и для себя места под солнцем».

Переход Германии к «мировой политике» выразился в ее претензиях на господство в Европе, желании укрепиться на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке. Главным направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной дороги, соединявшей Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение германского капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.

Продвижение немцев на Восток и неприкрытые территориальные претензии Германии привели к резкому обострению ее отношений с крупнейшей колониальной державой мира - Англией. К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов «владычице морей», угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями. Благодаря усилиям Вильгельма II, имперский флот стал вторым по величине после британского. К1914 г. Германия имела 232 новых военных корабля.


Образование Германской империи открыло новую страницу в истории международных и дипломатических отношений Европы. Основная цель, к которой в течение многих лет стремился Бисмарк, была достигнута. Воссоединенная Германия превратилась в могучую державу, призванную играть большую роль на международной арене.

Провозглашение империи было назначено на 18 января 1871 года. День этот выбрали потому, что 18 января 1701 года бранденбургский курфюрст объявил себя прусским королем.

Церемония состоялась в Зеркальном зале королевского дворца в Версале, на территории побежденной Франции, и это выглядело как недостойное и безвкусное унижение для французов, отнюдь не украшавшее новое германское государство. Акт в такой форме был ничем иным как подтверждением полноты своей власти.

Так или иначе, прусский король Вильгельм I был провозглашен наследственным императором. В марте 1871 года открылся первый имперский рейхстаг и состоялись выборы. 16 апреля 1871г. он принял конституцию, которая определяла государственное устройство Германской империи.

Следует отметить тот факт, что имперская конституция была составлена так, что закрепила в воссоединенной Германии гегемонию прусской монархии. В составе Германской империи остались 22 монархии со своими королевскими и княжескими династиями, потерявшими былую самостоятельность, и три вольных города: Любек, Бремен, Гамбург. Захваченные у Франции Эльзас и Лотарингия были включены в Германию как особая «имперская провинция», управляемая назначенным из центра чиновником.

Основной закон государства сохранил принципиальные положения конституции Северогерманского союза. Изменения были незначительны. Главное из них состояло в том, что прусский король признавался главой империи не как председатель федерации, а в качестве наследного монарха – германского императора. Император открывал и закрывал сессии палат, вносил законопроекты, обнародовал имперские законы, контролировал их исполнение; он назначал и увольнял должностных лиц, включая имперского канцлера; представлял империю в международно-правовом общении, заключал союзные и другие договоры с иностранными государствами – с согласия Союзного совета объявлял войну, кроме случаев нападения на империю. Императору принадлежало верховное командование армией и флотом, на него возлагалась ответственность за укомплектованность, размещение и обучение воинских подразделений, от императора зависело перемещение по службе и назначение командиров воинских соединений и офицеров генеральского звания или на генеральские должности.

Как мы видим, объем прерогатив императора делал его власть почти неограниченной.

Имперский канцлер возглавлял весь административный аппарат, являлся главой прусского правительства, председателем верхней палаты парламента. Канцлер также имел огромные полномочия. Без подписи канцлера были недействительны указы и акты императора. Канцлер не нес ответственности перед парламентом и не уходил в отставку в случае разногласий с Рейхстагом.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Обе палаты (нижняя – Рейхстаг, верхняя – Союзный совет (Бундесрат)) лишь формально имели равные законодательные права.

Рейхстаг должен был олицетворять собой народное представительство объединенной Германии и стоять выше частных интересов отдельных государств. Но на самом деле он не выражал интересов народа. Хотя конституция предоставляла рейхстагу право законодательной инициативы, оно нивелировалось правом Союзного совета и императора накладывать вето на решения рейхстага.

Рейхстаг избирался первоначально на 3 года, а с 1888г. – на 5 лет. Избирательным правом были наделены только мужчины, достигшие 25-летнего возраста, кроме военнослужащих, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности. Женщины избирательных прав не имели. Конституция установила равные, прямые и тайные выборы. На практике избирательные округа обеспечивали перевес Пруссии, которой принадлежало 248 из 397 депутатских мест. Депутаты Рейхстага не получали жалованья или иного вознаграждения – это препятствовало демократизации депутатского корпуса.

Бундесрат не избирался, а составлялся из представителей государств, вошедших в империю. Из 58 мест (позднее 61), которые имелись в нем, 17 принадлежало Пруссии, 6 – Баварии, по 4 – Саксонии и Вюртембергу, по 1 – 3 – остальным государствам. Но все голоса от каждого государства подавались только совместно. Союзный совет по своим функциям фактически являлся представительным органом правительств отдельных германских государств, а не их народов. Союзный совет имел право издавать постановления относительно административного управления, дополнявшие законы ордонансы, выполнять обязанности государственного контроля. Совет избирал имперских судей, разрешал конфликты между входившими в империю государствами, а также споры по поводу толкования законов.

Союзный совет аккумулировал функции законодательной власти, исполнительного органа, аппеляционного суда и собрания представителей властей государств империи. Председателем Союзного совета был имперский канцлер; он же являлся и главой прусского министерства. Словом, Союзный совет был средоточием консервативных элементов, и руководящая роль в нем принадлежала прусскому юнкерству. Конституция имела внешние признаки парламентаризма, но германский народ больше, чем когда-либо, почувствовал на себе господство прусского юнкерства.

Подъем нового государства был обеспечен не только идеологически, но и экономически. Поступавшие в страну миллиарды французской контрибуции привели к настоящей горячке в деятельности новоиспеченных фирм и предприятий и к лихорадочным биржевым спекуляциям.

Свой облик изменило не только общество. На базе экономического триумфа Германия окончательно вступила на путь развития от аграрного государства к индустриальному. Там, где полвека назад можно было увидеть только деревни и маленькие сонные города, теперь возникали крупные индустриальные центры.

Так, Эссен в 1850 г. насчитывал всего 9 тыс. жителей, спустя полвека в нем проживало уже 295 тыс. человек. Железные дороги связали всю территорию империи, от Ахена до Кенигсберга, от Гамбурга до Мюнхена. Но по-прежнему сохранялись и даже усилились различия между промышленным Западом и аграрным Востоком.

Социальная структура нового общества оставалась многослойной. Ведущие политические позиции занимало дворянство, хотя его экономическая база - сельское поместное хозяйство - стремительно теряла свое значение. Наряду с группами образованной и чиновничьей буржуазии сложился слой предпринимателей, экономический столп империи. Существовала многочисленная мелкая буржуазия, ядро которой составляли ремесленники, жившие в постоянном страхе перед машинной конкуренцией и возможной перспективой оказаться в рядах пролетариата, а потому очень восприимчивые к антисоциалистическим и националистическим лозунгам. Наконец, имелась неуклонно растущая масса сельских батраков и фабричных рабочих, объединенных в организациях социал-демократии, а в католических регионах - вокруг новой партии Центра.

Несомненно, существовали и внутриполитические проблемы. Например, общенациональное примирение между различными слоями и классами немецкого общества. Бисмарк решал проблему следующим образом: слои, которые оказывались неинтегрируемыми в систему, изолировались от остального общества и рассматривались как «враги империи».

Молодая империя нуждалась не только во внутренней стабилизации. Ее геополитическое положение в центре Европы заставляло добиваться прочных позиций на мировой арене, тем более что другие страны рассматривали возрастание экономической мощи Германии как потенциальную угрозу своим интересам. Поэтому Бисмарк настойчиво пытался убедить остальные державы в том, что империя «насытилась», а бурный и агрессивный немецкий национализм находится под контролем государства. И таким образом, объединенная Германия только укрепляет европейскую систему.

Нельзя не учесть тот факт, что в течение двух десятилетий, со времени образования Германской империи вплоть до своей отставки, Бисмарк вел напряженную борьбу в области внешней политики. Франкфуртский мир, подписанный между Германией и Францией после окончания войны, стал основой внешней политики бисмарковской Германии. Канцлер стремился увековечить этот мир, так как он предоставлял Германии значительные привилегии в отношении Франции. Между тем мир еще более обострил противоречия, уже ранее существовавшие между этими державами. Присоединение Эльзаса и Лотарингии к Германии еще более усугубило пропасть между новой империей и ее западной соседкой.

Таким образом, Бисмарк всегда мог быть уверен в том, что в лице Франции любой враг Германии имеет потенциального союзника. Это выдвигало перед ним новую задачу: ослабить внутренние силы Франции и изолировать ее на международной арене. Отсюда его стремление предотвратить сближение между реваншистскими элементами Австрии и Франции. В большей мере отсюда же и его стремление укрепить отношения с Россией. Стремление к изоляции Франции и привело Бисмарка к необходимости поддерживать добрые отношения с царской Россией и габсбургской монархией.

В 1879 г. был заключен австро-германский союз, к которому позднее присоединились Италия и Румыния. Австро-германский союз был расширен привлечением к нему России и созданием в 1881 г. Союза трех императоров. В 1887 г. Германия заключила с Россией двусторонний «договор перестраховки», по которому стороны обязались сохранять дружественный нейтралитет в случае войны какой-либо из них с третьей страной, за исключением случаев нападения России на Австрию, а Германии - на Францию.

В союзе трех императоров Бисмарк стремился обеспечить международное положение Германии, сложившееся после Франкфуртского мира. Он стремился использовать не только свое политическое сближение с обеими империями, но и противоречия между ними. Не в меньшей мере он стремился использовать и более значительное противоречие между Россией и Англией, уже тогда развернувшееся на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

В конце 80-х гг. всю систему бисмарковской политики, внутренней и внешней, его бонапартизм характеризует вступление в глубокий кризис. Стремясь укрепить свое положение, Бисмарк маневрировал в разных направлениях. Он пишет в своих мемуарах:

«Причины, по которым моя политическая совесть не позволяла мне уйти в отставку, лежали в другой плоскости, а именно – во внешней политике, с точки зрения как империи, так и германской политики Пруссии. Доверие и авторитет, которые я в течение долгой службы приобрел при иностранных и германских дворах, я не в состоянии был передать другим. С моим уходом этот капитал должен был погибнуть для страны и для династии».

В 1890 г. Бисмарк получил отставку и должен был уйти. В этом следует отметить роль нового императора Вильгельма II, вступившего на престол в 1888 г., после стодневного правления своего отца, уже смертельно больного Фридриха III. Молодому и самоуверенному монарху всесильный «железный канцлер» казался обузой. Резкие расхождения между кайзером и канцлером обнаружились прежде всего в социальной сфере. Стараясь завоевать популярность, Вильгельм стремился сгладить социальные противоречия, а крайняя враждебность Бисмарка к социал-демократии казалась ему излишней.

Бисмарк должен был уйти потому, что в условиях быстрого капиталистического развития воссоединенной им Германии, уже успели вырасти глубокие классовые противоречия между усиливающимся рабочим классом и буржуазно-юнкерским блоком. Введенные им и существовавшие в течение 12 лет исключительные законы против социалистов, разумеется, никак не могли устранить эти противоречия. Противоречия среди правящих классов Германии слишком обнаружились, и своей экономической политикой Бисмарк не смог в полной мере удовлетворить стремление нарождающегося финансового капитала к экспансии на внешние рынки, к приобретению новых колоний. В условиях складывавшихся империалистических антагонизмов его внешняя политика начала претерпевать известного рода кризис. Он колебался между Россией и Англией, стремился использовать одну державу против другой и, в конце концов, подготовил такое положение, когда обе эти державы отказали империи в своей поддержке.

В целом, дипломатию Бисмарка в 80-е годы можно охарактеризовать следующим образом: в конце своей политической карьеры Бисмарк часто прибегал к сложным, негибким дипломатическим приемам, которые в большинстве случаев оказывались недостаточно эффективными в новых, динамичных политических условиях.


Loading...Loading...