Политическое учение В. И

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.Большевизм как течение политической мысли

2. Политическое учение В. И. Ленина

3. Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук. Познавательный и прогностический потенциал истории политической и правовой мысли весьма значим и в плане научной разработки глобальных проблем современности.

Задача моей работы является повышение интереса молодежи к истории и к историческим исследованиям (включая и область политико-правовой мысли). В современных условиях, это обусловлено рядом факторов, в том числе - ускорением исторического развития, углублением преобразований, активным участием в политическом процессе широких слоев населения на всех континентах планеты. А также бурным развитием настоятельной необходимостью повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного правопорядка.

Моя работа является актуальной на сегодняшний день, потому что борьба за будущее ведется сегодня более осознанно и активно, чем когда-либо раньше. Это связано с новым переосмыслением истории, с новыми трактовками и оценками политических и правовых идей и событий прошлого. Историческая ретроспектива во все большей мере становится необходимым моментом для выявления, выработки и обоснования соответствующих концепций и представлении о современности и перспективах ее развития.

Всемирный характер исторического процесса еще никогда не проявлялся столь отчетливо, непосредственно и властно, как в современную эпоху. Это обстоятельство существенным образом сказывается и на всем современном интересе к историческому прошлому, к духовному опыту предшествующих эпох и поколений, его смыслу и значению для современности и будущего.

Представители различных теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики своих противников. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства. К авторитету и идеям древних и новых классиков политической и правовой мысли апеллируют многие современные концепции социального, политического и правового развития.

Выражая и отстаивая различные позиции, интересы и воззрения в специфической форме теоретического знания, политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим потенциалом и играют существенную роль в деле не только научного, но и общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования. А также оправдания тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин. Именно эта доктрина получили название «большевизм».

1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК ТЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего с деятельностью Г. В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику, и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя.

На первых порах, вплоть до рубежа XX века в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т. д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу - царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80-90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 году, на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно - большевистское. Его возглавил В. И. Ленин. Другое - меньшевистское. "Большевизм, - по признанию В. И. Ленина, - существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года". Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г. В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями. В свое время большевизм, ленинизм определяли как "марксизм XX в.". Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В. И. Лениным - создателем большевизма - и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства./1 С.32/

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ В. И. ЛЕНИНА

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920). /2 С.56/

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" - по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость - врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них - воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, - комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), - осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями. /3 С.128/

3. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТРАКТОВКИ

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры - это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, - быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, - писал он, - будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается - и при капитализме не может не оставаться - узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству - олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна - пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая - пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы - учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него - насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы - без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной. /5 С.178/

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка. / 6 С.144/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянное обращение к "авторитетам" и "классикам" политической и правовой мысли диктуется также причинами общеметодологического и гносеологического характера. Всякая новая теория, как известно, с внутренней необходимостью вынуждена иметь дело со старыми теориями, должна опираться на предшествующий теоретический материал, на уже накопленные знания в данной области исторически развивающегося познания, на исторически апробированные положения и концепции, на сложившийся понятийный аппарат, приемы исследований и т.д. Без такой историко-теоретической базы, ее постоянного обновления и развития также и современные науки о политике, праве и государстве были бы просто невозможны. Большое влияние на характер и направление соответствующих апелляций к истории политических и правовых идей оказывает актуальная социально-политическая практика.

По-моему мнению, рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть, надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Именно этот аспект является ключевым в политико-правовой теории большевизма.

Таким образом, знание реальной истории политических и правовых учений, содействует лучшему пониманию как прошлых и современных идей и теорий, так и подлинного содержания и смысла современных политических и правовых процессов, закономерностей и тенденций их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Марченко М.Н. «Политология. Курс лекций», М: изд. МГУ, 1993г.

2.Пугачев В.П., Соловьев А.И, «Введение в политологию», М.: Аспект-Пресс, 2000г.

3.Зеркин Д.П., «Основы политологии», Ростов н/Д: «Феникс», 1996г.

4.Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М., «Введение в политологию», М:«Феникс», 1998г.

5.Веркин Д.П. «Основы политологии» для Вузов, М: изд. МГУ, 1997 г.

6.Графский В.Н. «История политических и правовых учений» для Вузов, М: изд. МГУ, 1999 г.

Подобные документы

    Знакомство с особенностями идеологии большевизма. Большевизм как революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, анализ этапов развития. Причины зарождения революционно-большевистского движения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Идейная борьба во Франции XVIII в. Политико-правовая программа Вольтера. Направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции. Закономерности, определявшие усиление политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Деятельность антибольшевистской эмиграции, переписка и размышления о природе самого большевизма. Проблемы международных отношений и внутренней политики. Предмет археографии и обретение новой жизни в документальных публикациях и исторических источниках.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2011

    Установление экономической и политической диктатуры пролетариата. В дальней перспективе (по В.И Ленину) - возможность, даже необходимость, отмирания государства, расстворения государства в обществе. Вовлечение общества в процесс управления государством.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Тенденции и значение политической и правовой мысли Московского государства. Государственность и политико-правовое сознание того времени. Основные эпохи развития русской культуры. Выдающиеся государственные и религиозные деятели этой эпохи. Роль Курбского.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Жизненный и творческий путь митрополита Иллариона. Источники формирования политико-правового мышления. Термины "закон" и "правда" в понимании Иллариона. Влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2013

    Формирование революционных взглядов, знакомство с марксизмом. Создание и первые съезды РСДРП. Начало эмиграций Ленина. "Кровавое" воскресение, первая революция в России. Иностранная военная интервенция. Последние годы политической деятельности Ленина.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    История жизни Владимира Ильича Ленина. Основные гипотезы причин болезни и смерти Улянова-Ленина. Анализ протокола патологоанатомического исследования (вскрытия). Факты, фальсификации, расследования. Дальнейшая судьба тела вождя. Теория гениальности.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Рассмотрение причин Октябрьской революции и ее значения в истории России. Описание главных событий переворота 1917 г.: свержение власти капиталистов и помещиков, установление диктатуры пролетариата, превращение большевизма в государственную структуру.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2011

    Этапы становления и развития политической мысли в Древней Греции. Обзор политических воззрений древнегреческих мыслителей трёх основных периодов развития политической мысли: раннего периода, периода расцвета политической мысли и эллинистического периода.

Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма»). Как глава СНК и признанный вождь партии, Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции. Природа и сущность государства и права обосновываются Лениным, исходя из их экономической обусловленности. Государство и право имеют классовую природу. Их историческая эволюция рассматривалась Лениным с позиций формационного подхода. Он выдвинул идею авангардной пролетарской партии как главного средства подготовки и осуществления революции. Ленин доказывал, что самостоятельно рабочий класс может выработать только экономическое, а не политическое сознание. Партия призвана внести в рабочее движение теорию и организованность, она должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Партия - это объединение профессиональных революционеров, отличающееся преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. В период Первой мировой войны Ленин вносит два важных дополнения в свои представления о революции: обосновывает концепцию империализма (его признаки: концентрация производства и капитала, образование монополий; слияние банковского капитала, с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение; образование международных союзов монополистов, делящих мир; завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами); обосновывает идею неравномерности экономического и политического развития капитализма. Ленин уверен, что победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране.

Идея союза и диктатуры пролетариата и крестьянства стала важным новшеством в марксистской теории, отражением специфики России и других аграрных стран. В годы первой русской революции Ленин выступал за создание в России парламентской демократической республики, а в апреле 1917 г. заявил, что Советы «есть единственно возможная форма революционного правительства». Советы сочетают законодательную и исполнительную власть и представляют собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения, как парламентская республика. Диктатура трудящихся представала и как юридическая форма власти, предполагающая лишение нетрудящегося населения прав. Ленин не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму. Но это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства, кроме того, диктатура носит временный и краткосрочный характер, сочетается с демократией. По мере роста образованности и культуры граждан, прекращения сопротивления свергнутых классов отмирают репрессивные функции государства, а затем и само государство.

Николай Иванович Бухарин (1888-1938, «Мировое хозяйство и империализм», «Экономика переходного периода», «Теория исторического материализма») защищал идею того, что государство и право «есть продукт классового расчленения общества». Право он отождествляет с законодательством, создаваемым государством. Государственная власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого, которое принимает форму диктатуры господствующего класса. Государство и диктатура органически связаны. Ни теоретически, ни практически невозможно государство, не являющееся диктатурой.

Ленинские идеи получили свое дальнейшее истолкование в работах Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953, «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР»), Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются Сталиным как непререкаемые истины. Сталин использует идею диктатуры пролетариата для укрепления культа власти. Диктатура пролетариата - власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Кроме того, по Сталину, пролетарская революция не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». На «развалинах старого государства», учит Сталин, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата, которая объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной. «Новый тип государства» есть вместе с тем новый исторический тип пролетарской, советской демократии. Демократия, по мнению Сталина, не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Сталин занимался совершенствованием модели ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным как могучий «орден меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий. Большевистская партия - «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п., которая господствует над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями «без руководящих указаний партии». Ослушникам партийной воли грозит «карающая рука партии».
Особо отстаивал Сталин тезис о том, что большевистская партия должна монопольно обладать всей полнотой захваченной ею власти. Сталин завершил создание в рамках Ленинизма идеологии тоталитарной политической системы.

70-х гг. прошлого столетия в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано прежде всего с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы «Освобождение труда» (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материали-стических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80-90-е гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера. В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно - большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое - меньшевистское. «Большевизм, - по признанию В.И. Ленина, - существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года». Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями.

В свое время большевизм, ленинизм определяли как «марксизм XX в.». Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В.И. Лениным - создателем большевизма - и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и т. п.

Большевистские идеологи (Ленин и др.) вдохновлялись этими положениями и оставались в их смысловом пространстве. Даже тогда, когда расширяли и обновляли традиционный (для классического марксизма) их ряд. Типичный тому пример - ленинская концепция места и роли коммунистической партии в общей системе диктатуры пролетариата. Надо отдать должное большевистской мысли. Она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала.

История политической и правовой мысли России в хх в. во многом связана с большевизмом как отечественным вариантом марксизма. Сам большевизм развивался и функционировал также в нескольких разновидностях, в том числе как ленинизм, сталинизм, троцкизм. В этом ряду безусловно самой мощной личностью выступает В. И. Ленин (1870-1924 гг.). Для его деятельности характерно продолжение и отстаивание всех основных позиций Маркса. В тоже время он во многом проявил себя как самостоятельный и независимый мыслитель и политик-практик. Его политико-правовая концепция отражена во многих работах, и прежде всего в таких, как «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» и др. Позиция Ленина отличается также сугубой классовостью - врожденной, неотъемлемой и всеопределяющей чертой такого образования, как государство.

Развивая положения Маркса применительно к условиям России на рубеже XIX-XX вв., он осуществляет собственный подход к анализу капитализма, который приводит его к выделению новой стадии развития этого общества - империализма, с последующим выводом о нем как высшей и последней стадии капитализма, кануне социалистической революции. В условиях империализма, по мнению Ленина, возможна победа революции в одной, отдельно взятой стране, которая представляет собой наиболее слабое звено в цепи империализма.

В работах Ленина довольно четко прослеживается отношение революции к государству, которое чаще всего определяется как старая государственная машина, старый государственный аппарат и т. д. Вывод о необходимости его революционного слома был сделан еще Марксом, у Ленина он приобретает более императивный и детализированный характер. Вместе с тем Ленин никогда не питал иллюзий об автоматическом устранении этого аппарата. Он определяет силы, призванные «сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят».

Основной движущей силой этого процесса должен быть рабочий класс, союзником которого выступит крестьянство. Решительному разрушению подвергается прежде всего военно-репрессивная и бюрократическая часть государственной машины.
Большое место Ленин отводит диктатуре пролетариата как закономерности социалистической революции. Это власть, осуществляемая пролетариатом, господство над всеми остальными социальными группами. Она включает опору господствующего класса непосредственно на насилие, применяемое в самых различных формах, полнейшую «раскрепощенность», «несвязанность» никакими законами. Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна стать республика Советов (сочетающая черты представительной и непосредственной демократии).

Советы - учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и контролируют их исполнение. Таким образом, идея разделения властей исключается, идея правового государства определяется как буржуазная.
Абсолютизируется роль партии, которая фактически становится над государством. Так Ленин пишет: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии». Он также выступал за федеративное построение государства, что было реализовано в 1922 г.

Оборотной стороной марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры выступает восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни.

У Ленина было немало последователей. Так, Н. И. Бухарин (1888-1938 гг.) твердо отстаивал ленинские идеи о классовости государства и права. Краеугольным камнем его рассуждений о государстве стало понимание государства и права в качестве феномена насилия. Государство и диктатура у него также внутренне взаимосвязаны.

Особое место в истории отечественной политической мысли занимает И. В. Сталин (1879-1953 гг.). Для всех его концептуальных построений характерно упрощенное восприятие и изображение существующего мира, что делало его популяризатором собственных идей. Занимаясь постоянно вопросами укрепления своей личной власти, он особо выпячивал учение о диктатуре пролетариата и классовой борьбе.

Относясь резко негативно к буржуазным правам и свободам, Сталин вообще не связывал демократию с реализацией индивидом своих гражданских, политических и других прав. Он настойчиво отстаивал тезис, что большевистской партии уготовано место монопольного обладания всей полнотой захваченной ею власти. Все это нашло свое отражение в Конституции 1936 г.
Сталин, как никто другой, обладал и умел пользоваться властью, что фактически привело к превращению страны в тоталитарное государство и обернулось трагедией для миллионов людей. Идеи К.Маркса начали распространяться в России с 1870-х гг. В 1898 г. на первом съезде была создана общероссийская марк­систская партия - РСДРП, расколовшаяся спустя пять лет на два течения - большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом боль­шевизма стал В. И.ЛЕНИН российский политический деятель. Его кон­цепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные о классовости государства, о диктатуре пролетариата и др.
Сугубая классовость - врожденная, неотъемлемая и все определяющая черта государства. Она присуща ему в силу нескольких при­чин:1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовше­го общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетво­рению потребностей общества в целом глубоко чужда Ленину.
Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве - идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Конкретное содержание феномена "диктатуры класса" Ленин видит в том, что: 1) диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;
2) такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие, осуществляемое в самых различных формах;
З) непременным признаком диктатуры класса является его совершенная не связанность какими-либо законами. К вопросу о свободе, рассматриваемой во всех ее аспектах и реализуемой посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодуш­ным. Он был последовательным антилибералом.
Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности использовать старую государственную машину или полностью сломать её. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. "Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать". Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильствен­ного подавления своих противников.
Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы - учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами же контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти внизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.
Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение, о руководящей роли Коммунистической партии в государстве. "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии". В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается все таки "однопартийного государства" ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур, компартия, которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

42. Евразийская политико-правовая концепция.

Евразийское политико-правовое учение – политико-правовое учение, представляющее собой мировоззрение, формирующееся в совеременный период, на основе развития российской национальной общественной мысли, вытекающее из понимания Евразии как третьей европейской цивилизации, устремленной к своему этапу развития как информационному обществу высоких технологий, обращенной на Восток, заявляющее о себе как одна из программ развития России, принадлежащей к православной цивилизации.

В России в современный период возможны два типа политического сознания: национальное рациональное политическое сознание западноевропейского типа и эсхатологическое религиозное политическое сознание имперского типа. В первом случае, Россия – типичная европейская страна, во втором – лидер Востока Европы. В первом случае – традиционный набор европейских политических институтов, во втором – самобытная государственность. Россия всегда была возможна как религиозное государство, сначала это было православие, затем большевизм – русский коммунизм и наконец, возможно, станет евразийство. Как ни парадоксально, сначала утверждение (православие), затем отрицание (коммунизм) и, наконец, синтез в евразийстве. Евразийство выступает как национально-культурный проект самосознания и развития страны, как концепция культурно-исторического лидерства России.

Евразийские идеи в различных вариантах за это время появлялись, угасали и снова возрождались несколько раз. Это было в 70-х годах позапрошлого века (Н.Я. Данилевский и др.), затем в 20-30-х годах ХХ века (евразийцы из русской эмиграции) и, наконец, сегодня на рубеже нового тысячелетия. Все эти три периода имеют общие черты. Первый период – это переломное время после крестьянской реформы 1861 года, время постановки кардинальных проблем об оптимальных путях развития, о сущности нации, специфике ее культуры, о целях реформирования общества. Тогда в условиях быстрой капитализации России, сопровождавшейся крушением вековых устоев, ломкой старого, низвержением авторитетов, русская интеллигенция пыталась найти прочную и жизнеспособную основу, опираясь на которую Россия могла бы уверенно идти в будущее и знать, каким должен быть образ этого будущего. Второй период – 20-е годы ХХ столетия – время революции, великого перелома, крушения старого мира. Главным смыслом и содержанием работ евразийцев (русских эмигрантов) был тогда поиск «идеи-правительницы», «путеводной нити», которая смогла бы привести Россию к процветанию. Третий период – последнее десятилетие ХХ века. Для него характерно: разрушение единого государства – СССР, крах коммунизма, слом социальной системы, крушение прежних ценностей, идеалов, рост националистических, сепаратистских устремлений в бывших союзных республиках, в российских регионах и огромная социальная цена, заплаченная всеми народами бывшего Союза за очередную трансформацию общества. И в этот период поиск «путеводной нити», ведущей народы единой в прошлом страны к достойному будущему, – главная цель современного евразийства. Современное евразийство можно обозначить как неклассическое, но вряд ли как неоевразийство, так как общими остаются векторы развития, но не конкретные идеи.

Итак, евразийство как политико-правовое учение возрождается в критические, переломные эпохи, и в каждый такой приход к его неизменной основе добавляются новые черты. Евразийство 20-х и 30-х годов существенно различается. Это всегда были споры, всегда известная доля разномыслия. Из всего этого разномыслия современному исследователю необходимо выбрать и переосмыслить все самое ценное и применимое ко дню сегодняшнему. В целом же классическое евразийство – это наше огромное интеллектуальное богатство, которое еще предстоит освоить. Как и любая другая мощная идея – евразийская – может быть использована и в качестве созидательной силы, и в качестве разрушительной, в зависимости от того, в чьих руках она находится и в каких целях используется.

Евразийство можно считать социальным неоконсерватизмом, понимая под ним правое течение современной российской национальной мысли социально-исторического характера, несмотря на все стремление советского общества бороться с ним. Постепенно Россия трансформируется, порождая новые явления духа. В ряду этого течения стоят Леонтьев, Данилевский, Гумилев. Надеется быть и автор. Евразийство является уникальным феноменом отечественной мысли, чисто российским явлением.


Похожая информация.


Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924) – политический деятель, революционер, вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства, организатор международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), основоположник ленинизма – направления политико-правовой мысли, целью которой являлось восстановление революционных традиций марксизма.

В. И. Ульянов родился 22 апреля 1870 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье инспектора народных училищ, выслужившего потомственное дворянство.

Его дед – Николай Владимирович Ульянов – был крепостным крестьянином в Нижегородской губернии, позднее – портным-ремесленником в Астрахани.

Отец – Илья Николаевич Ульянов – окончил Казанский университет, затем преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода; позднее был назначен инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии.

Мать – Мария Александровна Ульянова (урожденная Бланк) – была дочерью врача, получила домашнее образование и сдала экстерном экзамены на звание учительницы; много читала, знала несколько иностранных языков, играла на рояле.

Владимир был третьим из шести детей (в семье было трое мальчиков и столько же девочек). В 1887 г. семья пережила трагедию – за участие в подготовке покушения на царя Александра III был казнен старший сын Александр. Смерть брата потрясла Владимира, и с тех пор он стал врагом царской власти. Более того, все дети семьи Ульяновых связали свою жизнь с революционным движением.

В 1879–1887 гг. Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Затем он поступил на юридический факультет Казанского университета, но в декабре 1887 г. за активное участие в революционной сходке студентов был арестован, исключен из университета как родственник казненного брага-народовольца и выслан под надзор полиции в имение матери – в деревню Кокушкино Казанской губернии.

Осенью 1888 г. он получил возможность вернуться в Казань, познакомился с трудами К. Маркса и вступил в один из марксистских кружков. В последующие годы он жил под надзором полиции в Самаре, зарабатывая на жизнь частными уроками.

В 1891 г. при Петербургском университете Владимир Ульянов экстерном сдал все экзамены по программе юридического факультета и 14 января 1892 г. получил диплом 1-й степени (по сегодняшним меркам – это диплом с отличием).

В августе 1893 г. В. Ульянов из Самары переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок.

В апреле 1895 г. выехал за границу; жил в Швейцарии, Германии, во Франции; там он познакомился с племянником и зятем Карла Маркса – Полем Лафаргом.

После возвращения в Россию В. Ульянов в 1895 г. объединил петербургские марксистские кружки в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". За это в декабре 1895 г. был арестован, а в феврале 1897 г. сослан на три года в Сибирь под гласный надзор полиции – в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии.

Вместе с ним туда же была направлена и Надежда Константиновна Крупская, также приговоренная к ссылке за активную революционную работу.

В июле 1898 г., находясь в Шушенском, Н. К. Крупская, с которой В. И. Ульянов познакомился еще в 1894 г. и знал ее по петербургскому революционному подполью, стала его женой – они обвенчались в местном сельском храме.

В ссылке В. Ульянов познакомился с работами ведущего теоретика немецкой социал-демократии – К. Каутского, которые произвели на него большое впечатление. Сам В. Ульянов за время ссылки написал свыше 30 работ, среди них "Развитие капитализма в России ", в которой доказывал, что в России назревает буржуазная революция.

У Каутского В. Ульянов заимствовал идею организации русского марксистского движения – в виде централизованной партии нового типа, которая вносит "сознание" в "темную" и "незрелую" рабочую массу.

В 1898 г. в Минске состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший "Манифест Российской социал- демократической рабочей партии". В. Ульянов на съезде не присутствовал, поскольку находился в ссылке. После окончания срока ссылки в январе 1900 г. он выехал за границу и последующие пять лет жил в Мюнхене, Лондоне и Женеве, где вместе с соратниками начал издавать социал-демократическую газету "Искра".

В начале октября 1917 г. Ленин нелегально возвратился в Петроград. 23 октября по его предложению ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 6 ноября 1917 г. в письме в ЦК Ленин потребовал немедленно перейти в наступление, арестовать Временное правительство и взять власть. 7 ноября 1917 г. на открывшемся 111 Всероссийском съезде Советов были приняты ленинские декреты – о мире и о земле, а также образовано революционное правительство – Совет Народных Комиссаров – во главе с Лениным.

В 1919 г. по инициативе Ленина был создан III Коммунистический Интернационал.

В мае 1922 г. В. И. Ленин тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Затем его состояние здоровья вновь резко ухудшилось. В мае 1923 г. из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки.

Впоследствии Уинстон Черчилль писал о Ленине: "Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие – логика, его расположение души – оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан; его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение – спасти мир; его метод – взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал все. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов, он ниспроверг себя... Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины... Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть" .

Основатель идеологии большевизма В. И. Ленин разрабатывал теоретические вопросы государства и права прежде всего в таких работах, как "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916); "О задачах пролетариата в данной революции", "Государство и революция" (1917); "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918); "О государстве" (1919); "Детская болезнь “левизны” в коммунизме " (1920).

В своих работах В. Ленин опирался на марксистские положения о классовой природе общества, государства и права, о демократии, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, отмирании государства и права.

Согласно программе большевиков, власть должна принадлежать народу, а его ведущей силой (гегемоном) является рабочий класс. Захватить власть рабочий класс должен в результате насильственной революции. Руководство рабочим классом должна осуществлять партия, построенная по принципу централизма (обязательность решений вышестоящих органов для низовых организаций). Для перехода к новому общественному устройству необходим переходный период, в котором власть будет осуществляться посредством диктатуры пролетариата.

Опираясь на работы К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин раскрыл классовую сущность государства, предпосылки его возникновения и роль в классово-антагонистическом обществе как орудия диктатуры эксплуататорских классов. "Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, – писал В. И. Ленин. – Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены" . Государство возникает как орган классового господства и угнетения одного класса другим, создает порядок, узаконивший это угнетение. Государство есть особая организация силы, машина для поддержания господства одного класса над другим. Это господство не может обходиться без насилия. "Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом был создан..."

Ленин решительно выступал против тех, кто на основе учение марксизма допускал, что в рамках капитализма пролетариат может добиться улучшения своего положения; против тех, кто стремился затушевать непримиримость классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, сгладить эти противоречия, вместо того чтобы обострить их, примирить мировоззрение революционного пролетариата. "У мещанских и филистерских профессоров и публицистов выходит, – сплошь и рядом при благожелательных ссылках на Маркса! – что государство как раз примиряет классы, – парировал Ленин. – По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. По мнению мелкобуржуазных политиков, порядок есть именно примирение классов, а не угнетение одного класса другим; умерять столкновение – значит примирять, а не отнимать у угнетенных классов определенные средства и способы борьбы за свержение угнетателей" . Таких последователей марксизма Ленин называл оппортунистами , а их трактовку учения – извращением марксизма. "Марксист лишь тот, – писал Ленин, – кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата... Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее" .

Таким образом, сущность государства, по Ленину, – диктатура господствующего класса, а "диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами" . С этой точки зрения, государство вне зависимости от его формы изначально представляет собой антидемократическую и антиправовую организацию. Демократия, права и свободы человека представляют собой всего лишь привлекательные атрибуты, прикрывающие классовую, угнетательскую природу государства и вводящие в заблуждение трудящихся. "Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма, и потому капитал, овладев этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти... Мелкобуржуазные демократы... разделяют сами и внушают народу ту ложную мысль, будто всеобщее избирательное право “в теперешнем государстве” способно действительно выявить волю большинства трудящихся и закрепить проведение ее в жизнь" .

Как писал Ленин, "сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от “общества без классов”, от коммунизма" .

Пролетарское государство как орган диктатуры пролетариата необходимо на период решения первоочередной задачи – свержения буржуазии и полного ее уничтожения. "В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)"

В дальнейшем, по мере исчезновения буржуазии как класса, функции пролетарского государства начнут отмирать вплоть до полного исчезновения, "ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно"/*Там же. С. 29.}}. Та же судьба, считал В. И. Ленин, ждет и право.

Основоположник ленинизма не признавал старое буржуазное понятие о гражданском праве, выступал за ликвидацию частноправовых отношений. "Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Отсюда – расширить применение государственного вмешательства в “частноправовые” отношения, расширить право государства отменять “частные” договоры: применять не corpus juris romani к “гражданским правоотношениям”, а наше революционное правосознание ..." Сохранение "узкого горизонта буржуазного права" при социализме Ленин допускал только для налаживания учета и контроля, распределения продуктов потребления.

По его мнению, когда необходимость соблюдать "несложные, основные правила всякого человеческого общежития отомрут, откроется дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства и права" .

Взгляды Ленина на государство и право были воплощены в практику государственного строительства в результате Октябрьского переворота 1917 г. в России. Представлением большевиков о новом строе стала политика "военного коммунизма" (1918–1921), которая включала ликвидацию частной собственности, национализацию всей промышленности, ликвидацию денежного обращения и введение карточной системы, запрещение рыночной торговли, введение всеобщей трудовой повинности, установление продразверстки.

Попытка советского государства осуществлять хозяйственную деятельность силами национализированных предприятий и с применением административных методов распределения материальных благ среди работников окончилась полной катастрофой. "Государство было не в состоянии справиться с огромной массой национализированных предприятий посредством централизованного управления ими из центра. Предприятия тяжким бременем лежали на государственном бюджете, потому что они работали в убыток из-за отсутствия в их деятельности хозяйственного расчета и требовали дополнительного финансирования из ресурсов государственной казны. Одновременно государство, запретив рыночные отношения, не смогло сколько-нибудь удовлетворительно обеспечить работников городов даже предметами первой необходимости" .

После того, как "военный коммунизм" потерпел крах, по инициативе Ленина была введена "новая экономическая политика" (нэп) (1921 – 1929), предполагавшая замену продразверстки фиксированным продовольственным налогом, разрешение рыночной торговли, денационализацию мелкой и части средней промышленности, сдачу мелких и части средних промышленных предприятий в аренду их бывшим владельцам для налаживания производства, проведение денежной реформы и введение новой советской валюты – червонца, обеспеченного золотом, сдачу крупных промышленных предприятий в концессию иностранному капиталу. Крестьянам как представителям мелкотоварного производства, способным удовлетворить свои имущественные интересы и потребности, разрешалась реализация излишков произведенной продукции на рынках. В основу трудовых отношений по найму был положен принцип свободы труда. Работник мог в любой момент по своему желанию расторгнуть трудовой договор. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для выполнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению правительства. Условия найма рабочих и служащих на конкретных предприятиях должны были устанавливаться коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем.

Советская власть, отменив запрет на частную собственность, вместе с тем существенно ограничивала свободу хозяйствующих индивидов и не соблюдала принцип формального равенства, устанавливая режим наибольшего благоприятствования государственным предприятиям и кооперативным организациям. Из частного оборота были изъяты земля, железные дороги, телеграфное имущество и др. Сохранялось монопольное право государства на покупку и продажу иностранной валюты, золотой и серебряной монеты. Индивид не мог иметь в собственности более одного жилого строения. Можно было продавать жилое строение не чаще одного раза в три года. Ни одно частное предприятие не могло нанимать на работу более 20 рабочих.

Ограничения в правоспособности, установленные в советском законодательстве, на практике усиливались произволом государственных и судебных органов. Государственные органы и должностные лица, произвольно толкуя нормы гражданского права, вводили дополнительные нормы, ограничивающие свободу хозяйственной деятельности частных организаций, необоснованно распространяли на них административные методы управления и контроля. Не имея больших шансов на процветание, частнопредпринимательская деятельность, претерпевая многочисленные законные и незаконные ограничения, тем не менее, помогла советскому государству избежать хозяйственной катастрофы и обеспечить сохранение диктатуры пролетариата. На стадии нэпа государство не только допустило существование предприятий частного сектора, но и было вынуждено отношения государственных хозяйствующих субъектов строить по принципам частного права. Государственные предприятия были переведены на хозяйственный расчет, что обеспечивало предприятию возможность иметь обособленное имущество и действовать самостоятельно "на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли".

Коммунизм как многовековая мечта значительной части человечества в период существования советского государства построен не был, поскольку не удалось сформировать для этого необходимых в соответствии с учением его основателей предпосылок – создать необходимую материально- техническую базу, обеспечить стирание различий между физическим и умственным трудом, между трудом индустриальным и сельскохозяйственным и в целом – между городом и деревней, а также внедрить в сознание населения нормы коммунистической морали, основанной на принципах коллективизма, товарищества и взаимной помощи. Вместе с тем многие из социалистических и коммунистических идей нашли свое воплощение в современной практике развития государства и права ведущих стран мира, были претворены в законодательные нормы, обеспечивающие охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, формирование гражданского общества, социальные гарантии и пр.

  • Устоялась точка зрения, что с 1901 г. после расстрела полицией бунтовавших рабочих золотых приисков на реке Лене В. Ульянов стал использовать псевдоним "Ленин", и с тех пор был известен в РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) под этим именем. Однако существует и иная версия. Известно, что уже в конце 1899 г. в ссылке в Шушенском им был написан "Проект программы нашей партии" с сопроводительным письмом в редакцию "Рабочей газеты". И текст "Проекта", и письмо подписаны: "Н. Ленин". А. Голенков замечает в этой связи, что "Владимир Ульянов ссылается в село Шушенское в 1897 г. С ним вместе следует его невеста, вскоре жена, Надежда Крупская. Так вот, есть се свидетельства о том, что Владимир, кроме экономических, политических и философских книг, взял с собой и несколько художественных, в том числе повесть Л. Толстого “Казаки”. Она вспоминает, что “Казаков” Владимир читал в дороге, и ей запомнилась одна строка, прочитанная им вслух: “Чем грубее был народ, нем меньше было признаков цивилизации, тем свободнее он чувствовал себя ”. Он – это герой повести, молодой человек... Оленин, тоже ссыльный (правда, добровольно),не в Сибирь, а на Кавказ. Но последнее не столь важно. Важно, что Владимир Ульянов, по словам Крупской, перечитывал “Казаков” в период ссылки (1897– 1900 гг.). Уместно вспомнить строки Ленина из его статьи "Лев Толстой, как зеркало русской революции" (1908 г.), где Ленин, в связи с противоречивыми взглядами Л. Толстого, говорит о стремлении русских крестьян “смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейско-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян.." Все это косвенно говорится в “Казаках” устами Оленина. Мог ли молодой Ульянов в 1899 г. не обратить на это внимание? Думается, нет". См.: Голенков А. О псевдониме "Ленин" //Дуэль. 2006. № 15 (464). 11 апреля. URL a-golenkov.narod.ni/art/olenin.htm (дата обращения: 30.03.2013).
Loading...Loading...