Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека

Коржова Елена Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой. психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
[email protected]

Мальгина Анастасия Владимировна
аспирант кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
[email protected]

Изменения в смысловой сфере личности в ситуации выбора профессии

Аннотация
Ситуация экзистенциального выбора является значимой для личности, а именно ситуация выбора профессии. В смысловой сфере личности, в сфере жизненных ориентаций, происходят изменения. Изменяются критерии и аргументы выбора профессии, выбор совершается с опорой на настоящую ситуацию и ближайшее будущее.

Ключевые слова:
жизненные ориентации, субъект-объектные ориентации, жизненный выбор

Ситуация выбора профессии относится к экзистенциальным выборам личности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. Он представляет собой ситуацию неопределенности, когда у личности нет фиксированного набора альтернатив и критериев выбора. Любой выбор для личности амбивалентен, так как, выбирая что-либо, одновременно с этим она теряет другую возможность. Экзистенциальный выбор требует от личности принятие на себя ответственности за его реализацию, это предполагает, по мнению Д.А. Леонтьева: «готовность к действию, внутреннее согласие затратить ресурсы и усилия, заплатить некоторую цену, например, отказавшись от других привлекательных возможностей» . Мы предполагаем, что ситуация выбора оказывает значимое воздействие на смысловую сферу личности, в которой происходят изменения в процессе выбора. Представители экзистенциальной психологии показывают, что основная задача человека на протяжении жизни найти смысл в каждом выборе. В. Франкл считает, что отсутствие смысла приводит к ощущению бессмысленности, снижению инициативы и возникновению «экзистенциального вакуума, и как следствие агрессии, депрессии и формированию зависимости» .

К экзистенциальному выбору можно отнести выбор социально значимой деятельности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. По мнению Л.И. Анцыферовой, именно социально значимая деятельность, под которой понимается создание духовных и материальных ценностей, и является ведущей формой становления, осуществления и развития личности . Целью деятельности может быть создание, как материального продукта, так и доверительных, дружеских отношений с другим человеком, или переосмысливание себя, работа над собственным внутренним миром.

В настоящем исследовании в качестве его предмета выступила ситуация выбора профессии как социально-значимой деятельности. Для анализа изменений в смысловой сфере, которые происходят в ситуации выбора профессии, были выделены два этапа выбора профессии и две основные группы:

    этап до выбора – группа 1, учащиеся 11 классов (100 человек) гимназии № 66. Психологическое исследование проведено в мае, так как в этот период ситуация выбора профессии максимально близка и актуальна для выпускника школы.

    этап после выбора – группа 2, студенты первого курса (100 человек) РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГАСУ. Психологическое исследование проводилось в течение двух первых месяцев с момента поступления в университет.

Были использованы следующие методики: Опросник субъект-объектных ориентаций Е.Ю. Коржовой, Методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова, авторская анкета и метод письменной аргументации выбора Е.Ю. Мандриковой. Для обработки эмпирических данных был применен сравнительный анализ с помощью t – критерия Cтьюдента для независимых выборок, для подтверждения данных – критерий Манна-Уитни, кластерный анализ с помощью стандартизированного пакета программ STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Excel в среде Windows 7.

Сравнивая данные группы, можно выделить изменения в сфере жизненных ориентаций, которые характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека, от мира внешнего, заключающегося в выстраивании собственного бытия, т.е. субъективной включенности в жизненную ситуацию. В ситуации выбора между группой 1 и 2 выявлены различия по параметру «трансситуационная изменчивость» ( t =-2,32; p =0,02). Данный параметр определяет выраженное стремление к изменениям: положительный полюс соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

Показатель трансситуационной изменчивости выше у группы 2, студенты-первокурсники более склонны к изменениям, саморазвитию: этому способствует новая ситуация, в которой они находятся, совершив выбор. Поступая в университет, перед ними открывается множество возможностей для самореализации и применения своих навыков, умений, сама жизненная ситуация способствует личностным изменениям. Студенты, попадая в новую для них жизненную ситуацию, знакомятся с новыми людьми, видами деятельности, стремятся совершенствовать свой внутренний мир и уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Изменения происходят достаточно быстро и пластично, согласно возрастным особенностям данного периода.

На основании показателей жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой описаны психологические портреты типов личности; четыре «чистых» типа личности и один смешанный тип . Смешанный тип не имеет выраженной субъект-объектной ориентации. Определить, к какому типу относится тот или иной человек, возможно по соотношению двух показателей – траннсситуационного локуса контроля и трансситуационого творчества.

    Преобразователь жизненной ситуации характеризуется стремлением к самосовершенствованию своего внутреннего мира, его жизненные цели иерархично расположены и отличаются разнообразием.

    Гармонизатор жизненной ситуации: жизненные цели разнообразны, он стремится к общественному признанию, самосовершенствованию, осваивая новые знания и умения, большое значение придает собственному жизненному опыту.

    Пользователь жизненной ситуации: активный, деятельностный тип, стремится к достижению успеха и получению высоких результатов.

    Потребитель жизненной ситуации характеризуется отсутствием жизненных целей, у него преобладают прагматичные жизненные установки

В целом, процентное соотношение представленности типов в каждой группе равное, данные отражены в таблице 1. Примечательно, что в изученных нами группах практически не выявлены два типа личности: преобразователь и пользователь жизненной ситуации, что связанно с полученными низкими показателями по параметру траннсситуационного локуса контроля. Следовательно, можно предположить, что современные молодые люди большее значение в объяснении своей жизни придают внешним факторам. Так, рассматривая результаты, полученные по анкете, на вопрос: «Что, по вашему мнению, может помешать вам в достижение цели?», наибольшее количество респондентов ответили: «лень» – 39%, «внешне обстоятельства» – 29%, «нет помех» – 19% и «личностные особенности» – 13%. Полученные данные показывают, что молодые люди в сложных ситуациях достаточно часто причину собственных неудач и ответственность перекладывают на внешние обстоятельства.

Таблица 1. Соотношение типов личности в группе 1 и 2

Группа 1

Группа 2

Преобразователь жизненной ситуации

Гармонизатор жизненной ситуации

33 %

Пользователь жизненной ситуации

Потребитель жизненной ситуации

Смешанный тип

По мнению Е.Ю. Коржовой , примерно половина людей принадлежит к «чистым» типам личности, что и подтвердилось в нашем исследовании: в каждой группе примерно половина респондентов относится к смешанным типам, и половина имеет выраженный тип субъет-объектной ориентации. В смешанном типе нет четко выраженной субъект-объектной ориентации, и, как следствие, человек полон противоречий, его действия непоследовательные и не всегда логичные, если он не стремится к жизненному самоопределению на новом уровне – не субъектном, а духовно-нравственном, что уже было выявлено на материале художественной литературы и требует в дальнейшем отдельного эмпирического изучения. Наиболее часто в исследованных нами выборках встречается тип «гармонизатор жизненной ситуации»: представители этого типа открыты новым познаниям и жизненным ситуациям, насыщены жизненными переживаниями. Для таких людей наибольшее значение имеет внутренний мир и возможность его совершенствования.

В структуре смысловой сферы личности выявлены изменения по превалирующим смыслам, статистически значимые различия в группе 1и 2 прослеживаются по следующим параметрам (табл. 2):

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа жизненных смыслов

Параметр

Группа 1

Группа 2

t - критерий

Уровень значимых различий

Статусные смыслы

12,83

14,70

2,75

0,01

Семейные смыслы

12,64

10,98

2,68

0,01

Статусные смыслы наиболее выражены в 1 группе, это выражается в стремлении сделать карьеру, добиться успеха, занять достойное место в обществе. Значимость социального статуса выражается в ориентированности учащихся 11 классов на будущее при выборе профессии. У группы 2 выражены семейные смыслы: это стремление заботиться о семье, создать свою семью и воспитывать детей. Это связано с тем, что, достигая цели, а именно, поступления в вуз, расширяются жизненные цели и ценности, особое внимание уделяется межличностным отношениям и романтической любви, созданию собственной семьи, а также с тем, что определенный процент учащихся переезжает в другой город, и, находясь в отдалении от семьи, адаптируясь к новым условиям, студенты глубже осознают значение семьи и близких людей.

Метод письменной аргументации выбора заключается в том, что испытуемому самостоятельно предлагается назвать доказательства в пользу совершенного или предполагаемого выбора профессии. Это дает нам возможность оценить значимые факторы, на которые опираются молодые люди в профессиональном выборе. Сравнивая полученные результаты по двум группам, различия выявлены по 2 параметрам, отраженным в таблице 3.

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа аргументов выбора

Параметр

Учащиеся 11 класса

Студенты 1 курса

T - критерий

Уровень значимых различий

Ориентация личности на будущее

1,56

1,00

3,19

0,001

Ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.

0,29

0,81

3,79

0,001

Параметр «ориентация личности на будущее» наиболее выражен в группе 1. Основные аргументы, высказанные респондентами, связаны с возможностью в будущем устроиться на работу, получать высокую заработную плату, добиться профессиональных успехов и высокого статусного положения в обществе, что, по их мнению, позволит сделать выбранная профессия. По параметру «ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.» большее количество аргументов представлено в группе 2. Можно предположить, что это связано с тем, что учащиеся, имея цель «поступить в ВУЗ», на ту или иную специальность ориентируются как на далекий образ желаемого будущего, который еще нечетко сформирован. Вопросы, относящиеся непосредственно к процессу обучения, такие как: где они будут учиться, какой преподавательский состав в том или ином ВУЗе, как происходит процесс обучения, какие дисциплины они будут изучать, возникают лишь перед самым поступлением в ВУЗ и после вхождения в процесс обучения. В ситуации до принятия решения и совершения выбора личность опирается на будущие перспективы, сравнивает разные варианты и возможности и принимает решения, затем выбор осознается с позиции «здесь и сейчас», с учетом актуальных особенностей жизненной ситуации в которой она находится.

Следовательно, в ситуации выбора происходят существенным изменения в смысловой сфере личности, которые затрагивают сферу жизненных ориентаций, виды смыслов и аргументацию выбора, то есть сама ситуация и критерии выбора до и после его осуществления воспринимается молодыми людьми иначе.

Литература

    Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е испр. изд., – М.: Смысл, 2003. – 487с.

    Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я.Грозмана, Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

    Анцыферова Л.И. Психология личности и проблемы геронтопсихологии. / Л.И.Анцыферова. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 512с.

    Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: дисс… д-ра психол. н. СПб., 2001.

    Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2004.

_____

Elena Y . Korjova Doctor of Psychological Sciences, Head of the С hair of Human Psychology, Professor, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Anastasya V. Malgina
Graduate student of the Chair of Human Psychology,
Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Changes in the semantic field of the person in a situation of choice of profession

The situation of existential choice is important for a person. In the semantic field of personality in life orientations, changes occur. Change the criteria and arguments, the choice is made on the current situation and the near future.

Keywords:
life orientation, subject-object orientation, life choices

Literatura .

    Leontev D.A. Psihologiya smyisla: priroda, stroenie i dinamika smyislovoy realnosti. - 2-e ispr. izd., – M.: Smyisl, 2003. – 487s.

    Frankl V. Chelovek v poiskah smyisla: sbornik: per. s angl. i nem. / obsch. red. L.Ya.Grozmana, D.A.Leonteva. – M.: Progress, 1990. – 368s.

    Antsyiferova L.I. Psihologiya lichnosti i problemyi gerontopsihologii. / L.I.Antsyiferova. – 2-e izd., dop. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2006. – 512s.

    Korzhova E.Yu. Psihologicheskoe poznanie chelvoeka kak sub"ekta zhiznedeyatelnosti: diss… d-ra psihol. n. SPb., 2001.

    Korzhova E.Yu. Putevoditel po zhiznennyim orientatsiyam: Lichnost i ee zhiznennyiy put v hudozhestvennoy literature. – SPb.: Obschestvo pamyati igumenii Taisii, 2004.

Книги:

    Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. – Киев: Межрегиональная академия управления персоналом, 1994.;

    Коржова Е.Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. – СПб.: Академия акмеологических наук, 1994;

    Коржова Е.Ю. Психологические портреты больных с приобретенными пороками сердца: Внутренняя картина жизненного пути. СПб.: Академия акмеологических наук, 1995;

    Коржова Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. – СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1996;

    Бурлачук Л.Ф, Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998;

    Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «Союз», 2002;

    Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004;

    Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004; 2-е изд. 2013;

    Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006; 2-е изд. 2013;

    Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384 с.;

    Коржова Е.Ю., Семенова Г.В, Волохонская М.С. Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: Комплекс учебно-методических материалов. – СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2008; 2-е изд. 2009;

    Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009.

    Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009;

    Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко (в соавторстве, раздел «Развитие концепции человека как субъекта жизнедеятельности в психологии личности») (2010);

Работы за последние 5 лет:

    Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко (в соавторстве, раздел «Развитие концепции человека как субъекта жизнедеятельности в психологии личности») – Краснодар, 2010.

    Коржова Е.Ю. Биографический подход к исследованию жизненного пути русских мыслителей // Материалы конференции «Наука и культура России, посвященной Дню славян. письменности и культуры, памяти святых равноапостол. Кирилла и Мефодия. Самара: СамГУПС, 2010.

    Коржова Е.Ю. Естественнонаучный подход в свете православного мировоззрения // Актуальные проблемы православной психологии, педагогики и антропологии». Вып. 1. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2010.

    Коржова Е.Ю., Радевская Н.С. Психолого-педагогические характеристики модели специалиста системы профессионального образования, использующего информационные технологии в условиях открытого образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России». – 2010. – № 2.

    Коржова Е.Ю., Штуккерт А.Л. Иппотерапия как позитивная жизненная ситуация // Интегративный подход в теории и практике социальной работы: проблемы и пути решения. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010.

    Коржова Е.Ю. Психологические проблемы взаимодействия личности с жизненной ситуацией (на примере ситуации дистанционного обучения студентов) // Интегративный подход в теории и практике социальной работы: проблемы и пути решения. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010.

    Коржова Е.Ю. Личность «потребителя» и особенности переживания жизненной ситуации вступления в брак (по повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка») // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции». Вып. 4. СПб., 2010.

    Коржова Е.Ю. Духовно-нравственные аспекты исследования жизненного пути личности // Вестник РХГА», том 11, вып. 2, 2010.

    Коржова Е.Ю. Современное состояние и перспективы психологии жизненных ситуаций // Молодежь в современном обществе: Проблемы и решения. – Псков: ПГПУ, 2010.

    Коржова Е.Ю. Жизненный и творческий путь К.Н. Сильченкова в значении для современного развития святоотеческой психологии // Психология в педагогической деятельности: Традиции и инновации». СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

    Коржова Е.Ю. Психологические аспекты концепции личности Н.В. Гоголя // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина», т. 5, № 3, 2011.

    Коржова Е.Ю. Духовно-нравственные аспекты любви в русской поэзии // Материалы конференции «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи». – Псков: Псковский гос. пединститут, 2011.

    Коржова Е.Ю. Психологическая реконструкция концепции личности Н.В. Гоголя // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. – М.: НИИРРР, 2011.

    Коржова Е.Ю. Педагогическая деятельность С.Л. Рубинштейна в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубин-штейна» / Под ред. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. – М.: Изд-во ИП РАН, 2011.

    Коржова Е.Ю., Семенова Г.В. Идеи С.Л. Рубинштейна о жизненном пути человека // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна» / Под ред. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. М.: Изд-во ИП РАН, 2011.

    Духовно-нравственная культура молодежи в контексте гуманитарного образования (программа курсов) / Козлова А.Г., Коржова Е.Ю., Манеров В.Х. и др. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

    Личностные предпосылки субъективной картины жизненного пути северных и южных осетин // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика». Омск: Изд-во ОмГУ, 2011.

    Проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе: Монография в 2-х тт. / Под ред. В. Н. Скворцова, Л. М. Кобриной, Е. Т. Логиновой, И. А. Мироненко. Т. 1. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011 (в соавт.).

    Жизненные ориентации как предпосылка жизненного пути личности // Материалы конференции «Современная реальность и жизненный путь человека: психол. аспекты». – Тула, 2012.

    Коржова Е.Ю. Личностные особенности переживания психотравмирующего опыта и субъективная картина жизненного пути (на примере современных осетин) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина». – 2012. – Т. 5. – № 3.

    Коржова Е.Ю. Творчество русских писателей как источник психологии личности // Материалы конференции «Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

    Коржова Е.Ю., Ромаева О.Н. Особенности восприятия музыки в контексте различных жизненных ориентаций // Дискуссия. – 2012. – № 10.

    Коржова Е.Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах // Вестник Смоленского государственного университета». – 2012. – Т. 20. – № 4.

    Коржова Е.Ю. Трудная жизненная ситуация как способ изображения личности в творчестве Н.В. Гоголя // Материалы конф. «Человек в сложной жизненной ситуации: клинико-психол. аспекты». – Курск-Вена, 2012.

    Коржова Е.Ю. Кафедра психологии человека: история и современность // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». – М.: НИИРРР, 2012.

    Коржова Е.Ю. Здоровье личности в персонологических моделях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена». – № 148. – 2012.

    Коржова Е.Ю. Педагог как субъект жизненного и профессионального пути // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика». – Омск: Изд-во Омск. Гос. ун-та, 2012.

    Коржова Е.Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах // Вестник Смоленского государственного университета. – 2012. – Т. 20. – № 4.

    Психология (учебное пособие) / Под ред. В.Н. Панферова. – СПб.: Питер, 2013 (в соавторстве).

    Коржова Е.Ю., Трегубенко И.А. Анализ личностно значимых исторических событий // Письма в эмиссия. Оффлайн. СПб., 2013.

    Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Понятие «эпистемологический стиль» и его психологическое содержание // Журнал «Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина». 2013. Т. 5. № 2.

    Коржова Е.Ю., Лемиш В.В. Взаимодействие с жизненными ситуациями в конце жизненного пути. – Научное мнение. – 2013. – № 4.

    Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и их значение для личности Ф.М. Достоевского // Материалы конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». – М.: СВИВТ, 2013.

    Коржова Е.Ю. Через просвещение – к духовно-нравственному единству народов // Официальный сайт администрации Ленинградской области. http://msu.lenobl.ru/Document/1380706375.doc

    Здоровая личность / Под ред. Г.С. Никифорова (в соавторстве, раздел «Здоровая личность: Теоретические модели»). ‒ СПб.: Речь, 2013.

    Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе (монография). – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2013. – 2-е изд.

    Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А.П. Чехова (монография). – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2013. – 2-е изд.

    Коржова Е.Ю. Основания нравственности личности святителя, хирурга, ученого Луки Войно-Ясенецкого // Духовно-нравственное воспитание в современной школе. – СПб.: ЛЕМА, 2013.

    Иоффе Е.В., Коржова Е.Ю., Поссель Ю.А., Румянцева П.В., Сикевич З.В. Рекомендации для принятия практических мер по снижению рекрутирования молодежи в неформальные молодежные объединения экстремистской направленности (методические рекомендации). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.

    Коржова Е.Ю., Лемиш В.В. Взаимодействие с жизненными ситуациями и геронтокультура // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 35.

    Коржова Е. Ю. Личность современного человека в представлении студентов // Нижегородское образование. – 2014. – № 2.

    Коржова Е.Ю. Значение жизни и творчества св. Василия Великого для психологии личности // Материалы конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». – М.: Перо, 2014.

    Коржова Е.Ю. Ориентир жизненного самоопределения (из жизни святых и подвижников Ленинградской области) // Ладья (этно-конфессиональный альманах Ленинградской области). – 2014. – № 1.

    Коржова Е.Ю., Мальгина А.В. Изменения в смысловой сфере личности в ситуации выбора профессии // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – Октябрь 2014, ART 2271.

    Коржова Е.Ю. Здоровье личности как духовно-нравственный феномен // Психологическое здоровье личности: Теория и практика: Материалы конф. – Ставрополь, 2014.

    Коржова Е.Ю., Брудная А.А. Взаимосвязь жизненных ориентаций студентов и их отношения к браку // Материалы III Всероссийской студенческой научно-практ. конференции «Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки». – СПб., 2014.

    Коржова Е.Ю. Психологическая интерпретация персонажей художественных текстов (на примере патологии личности Дориана Грея) // Сучасне лiтературознавство та прикладна лiнгвiстика: американськi та британськi студiї. – Київ: Талком, 2014.

Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам пары высказываний и выберите из каждой пары то из них, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения.

1. А. Б. Я предпочитаю привычные жизненные ситуации. Я предпочитаю жизненные ситуации, которые привлекают новизной.
2. А. Б. Моя жизнь насыщена разнообразными жизненными событиями. В моей жизни немного внешних событий.
3. А. Б. Я стремлюсь жить настоящим и радоваться тому, что дает жизнь. Я стремлюсь подчинить свою жизнь идеалам истины, добра, красоты.
4. А. Б. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Обычно я чувствую себя хозяином своей жизни.
5. А. Б. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как непрерывную жизненную линию. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как цепочку отдельных событий.
6. А. Б. Я предпочитаю жить реальной полнокровной жизнью. Я предпочитаю больше внимания уделять своему внутреннему миру.
7. А. Б. В моем прошлом было много жизненных изменений. В моем прошлом было мало жизненных изменений.
8. А. Б. Для меня важнее достичь самовыражения. Для меня важнее понять смысл своего существования.
9. А. Б. То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле и есть случайный подарок судьбы.
10. А. Б. Мне нравится общаться с новыми людьми. Мне нравится общаться с привычным кругом знакомых.
11. А. Б. Я стараюсь прежде всего достичь гармонии с собой. Я стараюсь прежде всего реализовать свои имеющиеся возможности.
12. А. Б. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Думаю, что случай или судьба играют важную роль в моей жизни.
13. А. Б. Мне нравится читать новые книги, смотреть новые фильмы. Мне нравится перечитывать давно знакомые книги, пересматривать знакомые фильмы.
14. А. Б. Я предпочитаю следовать потоку времени. Я предпочитаю время вести за собой.
15. А. Б. В жизни важнее всего понять самого себя. В жизни важнее делать то, что лучше всего получается.
16. А. Б. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Обычно я стараюсь планировать далеко вперед.
17. А. Б. Я предпочитаю часто менять занятия. Я предпочитаю привычные занятия.
18. А. Б. Я стремлюсь решать как можно более сложные жизненные задачи. Я стремлюсь как можно более достичь в реальной жизни.
19. А. Б. Моя жизнь существенно зависит от стечения обстоятельств. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств.
20. А. Б. Я стремлюсь как можно больше заниматься нравственным самосовершенствованием. Я стремлюсь как можно большего достичь в реальной жизни.
21. А. Б. Я редко меняю место работы, учебы. Я часто меняю место работы, учебы.


Ключ к методике Е. Ю. Коржовой

Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой в стены

Шкалы опросника субъект-объектных ориентаций СТЕНЫ
Общий показатель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (О) 0-2 3-4 6-7 10-11 13-14 15-21
1.Трансситуационная изменчивость Ои
2.Трансситуационный локус контроля (Ол)
3.Трансситуационное освоение мира (Оо)
4.Трансситуационная подвижность (Оп)
5.Трансситуационное творчество (От) 0-2 10-21

В качестве первичных измерений субъект-объектных ориентаций автором выделены:

1. «Трансситуационная изменчивость» (О И) позволяет определить выраженность стремления к изменениям. Положительный полюс данного показателя соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

2. «Трансситуационный локус контроля» (О Л) даёт возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Положительный полюс характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, отрицательный полюс – человека, придающего в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам.

3. «Трансситуационное освоение мира» (О О) характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Положительный полюс означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, отрицательный полюс – направленность на освоение внешнего мира, стремление к самоосуществлению во внешнем мире.

4. «Трансситуационная подвижность» (О П) позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Положительный полюс соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций, отрицательный полюс – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями.

5. «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (О) характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс соответствует субъектной ориентации, отрицательный полюс – объектной ориентации. Общий показатель – отражает способность человека реализовать свою внутреннюю активность. Высокие баллы характерны для людей склонных перестраивать ситуацию под себя, активно действовать, преодолевать сложные жизненные ситуации. Низкие баллы характеризуют склонность «плыть по течению», подчинятся обстоятельствам.

Дополнительно вычисляется значение производной шкалы «трансситуационное творчество» («О Т ») по формуле:

О Т = О – О Л (в сырых баллах)

Типы субъект-объектных ориентаций в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам «трансситуационного творчества» («О Т ») и «трансситуационного локуса контроля» («О Л ») .

1.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») и «трансситуационный локус контроля» («О Л ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Преобразователь жизненной ситуации» :«…отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять своё предназначение и максимально его реализовать. Это человек, особенно увлечённый профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере».

2.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Гармонизатор жизненной ситуации»: «…открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию (в различных формах освоения человеческой культуры, а также во «внутренней» работе над собой)».

3.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Пользователь жизненной ситуации»; «…человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определённой прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребёнок)».

4.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») и по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Потребитель жизненной ситуации»- отличается от других типов тем, что «…жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщённо-прагматичны. Для него характерно приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и не считают нужным заниматься».

5.Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») стеновые значения равны 5-6 баллам, то испытуемый относится к смешанному типу субъект-объектной ориентации.

Методика «Психологическая автобиография»

Методика разработана Е. Ю. Коржовой

Назначение : глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути.

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий.

Обработка и интерпретация данных : обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом). Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий.

По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.

Виды событий:

v Родительская семья

v Место жительства

v Здоровье

v Общество

v Межличностные отношения

v Материальное положение

v Учеба, повышение квалификации

v Природа

v Досуг, развлечения

Методика «Историческое воспоминание»

Методика Трегубенко И. Назначение : психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний.

Инструкция : Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него.

Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя?

Обработка и интерпретация :

В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится). События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным.

Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания: яркое, важное, переломное.

Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта.

Следующий параметр анализа воспоминаний - это «сила-слабость» ситуации.

Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях.

Предикаты в тексте воспоминаний, то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы). Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее). Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов.

Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии.

Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию).

Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях. Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано).

Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой, то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»). Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А. Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу.

Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать:

Фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события;

Фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения);

Фигуры друзей, хотя они;

Наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику.

Методика «Значимые исторические события»

Методика представляет собой модификацию «Психологической автобиографии». Методика Трегубенко И.

Назначение : диагностика личностно значимых исторических событий, как компонента исторической памяти.

Инструкция : Перечислите наиболее важные для Вас лично события, которые произошли в мировой и российской истории. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом даты событий (если помните). Обработка и интерпретация :

На первом этапе подсчитывается общее количество событий, затем «вес» отрицательных и положительных событий. Далее определяем количество и «вес» отечественных и зарубежных событий; события, которые произошли до рождения респондента и при его жизни. Наконец, считаем количество, положительный и отрицательный «вес» событий по видам:

v Войны, военные конфликты.

v Культурные события (культура, искусство, спорт).

v Религия, религиозные события.

v Правление (указание на правителей: царей, императоров, президентов).

v Теракты.

v Техногенные катастрофы.

v Экономические кризисы.

v Наука, события в сфере науки.

v Победы (военные победы).

Методика «Метафора судьбы и истории»

Методика представляет модификацию(Методика Трегубенко И.) неоконченных предложений В. В. Нурковой.

Назначение : диагностика целостного образа судьбы, истории семьи и отечественной истории.

Инструкция : Закончите приведенные ниже предложения.

Оборудование : бланк с неоконченными предложениями:

Моя судьба как…

История моей семьи (рода) как …

История России как …

2)Разработка методов (методик)

1)Психометрические основы психодиагностики. Критерии эффективности психодиагностических методик

1. Типы шкал.

2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности

3. Надежность теста

4. Валидность теста

5. Достоверность теста

6. Анализ пунктов (тестовых заданий)

Б) Практические задания:

1. Провести анализ пунктов (интеллектуальный тест, личностный опросник).

2. Применить математико-статистических методы для проверки эффективности данной психодиагностической методики.

3. Контрольные вопросы:

1)Перечислить достоинства и недостатки метода тестов.

2)Как влияет «экзаменационный стресс» на результаты тестирования в зависимости от индивидуальности испытуемого?

4) Каким образом осуществляется проверка на­дежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности?

6) Как соотносятся между собой валидность и надежность теста?

7) С помощью какой экспериментально-статистической процедуры измеряется валидность теста?

8) Как влияет выборка стандартизации на репре­зентативность тестовых норм?

9) Как обеспечивается достоверность тестовых показателей?

10) Что такое «шкала лжи» и как ею пользовать­ся?

Литература:

2.Анастази А. Психологическое тестирование. Т1.М,1982.С.66-205.

3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина,МГУ,1987,с.53-113.

Разработка тестовых заданий

А) Вопросы для теоретической подготовки:

1. Необходимость разработки тестов. Основные требования к разработке тестов.

2. Процедура разработки тестовых заданий.

3. Проверка тестовых заданий и адаптация теста.

Б) Практические задания:

1. Разработать тестовые задания по выбранной теме.

2) Провести тестирование с использованием тестовых заданий и психодиагностических методик.

3) Осуществить проверку тестовых заданий по критериям эффективности.

Литература

1.Основы психодиагностики \ Под ред. А.Г.Шмелева, Ростов-на-Дону,1996.с131-196.

2.Анастази А. Психологическое тестирование., Т1.М,1982.С.66-205.

3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина, МГУ, 1987,с.53-113.

4.Клайн П.Справочное руководство по конструированию тестов.Киев, 1994.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. СПбГУ. 1997.С.6-24.

Образец

Дорогие друзья! Просим Вас принять участие в социально-психологическом опросе, проводимом с целью выявления эмоционально-личностного отношения студенческой молодежи к неопределенности социально-экономической и политической ситуации в стране.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТЫ

  • На вопросы, не имеющие альтернативных ответов, необходимо написать ответ на отведенной специально для этой цели линии (если ответ не помещается целиком на линию, то можно писать на полях).
  • Отвечайте на все вопросы (согласно отдельной инструкции), а так же и на находящиеся внутри вопроса пункты (а), б), в), ...).
  • Вопросы в анкете расположены так, чтобы на них можно было легко ответить и таким образом легко заполнить анкету.

Опрос проводится анонимно, все данные будут использоваться только в обобщенном виде.

1. Насколько безопасными для Вас являются следующие сферы жизнедеятельности?

2.Вызывают ли у Вам чувство несправедливости и опасения следующие проблемы в мире?

3. Что из происходящего в мире вызывает у Вас наиболее острое чувство несправедливости? _____________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Вызывают ли у Вас чувство беззащитности следующие проблемы в современном российском обществе?

Не согласен Полностью согласен
а) финансовые затруднения в приобретении собственного жилья
б) рассогласование уровня зарплат молодых специалистов и прожиточного минимума
в) недостаточная государственная поддержка образования и здравоохранения
г) повторяющиеся террористические угрозы
д) «соблазнение» наркотическими средствами
е) распространение среди молодежи опасных для жизни заболеваний (СПИД, гепатит и т.п.)
ж) насильственная преступность (изнасилование, ограбления, дорожно-транспортные преступления и т.д.)
з) необоснованное обострение конкуренции работодателями за получение работы молодыми специалистами
и) ничто из вышеперечисленного не причиняет мне чувства беззащитности
к) другое:

5.Какая из относящихся к окружающей социальной среде ситуаций причиняет Вам в наибольшей степени чувство беззащитности? _________________

6. Чувствуете ли Вы себя защищенным от возможного произвола со стороны:

7. С какой из следующих точек зрения по поводу социальной защиты населения Вы могли бы скорее согласиться?(

1 - Государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам

2 - Государство должно обеспечивать помощь всем своим гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, например, лишившимся работы и т.п.

3 - Государство должно обеспечивать социальную защиту только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам: пенсионерам, инвалидам, сиротам

4 - Люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечить себе нормальную жизнь без какого-либо вмешательства государства

5 - Затрудняюсь ответить

8. С какой из следующих точек зрения по поводу пересмотра результатов приватизации 90-х годов Вы бы согласились? (Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 - Нужно вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось в те годы

2 - Это можно сделать только в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была проведена незаконно

3 - Этот вопрос вообще не стоит сейчас поднимать

4 - Затрудняюсь ответить

9.Можно ли жить сейчас в России, не нарушая закона?

3 - Затрудняюсь ответить

10. Какую поддержку должно обеспечивать государство во время финансового кризиса людям, занятым в социально значимых сферах деятельности:

Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 – финансовую

2 – психологическую (консультации, группы поддержки и т.д)

3 – помощь в переобучении

4 – социальную (временная занятость, помощь в воспитании детей)

11. Какой из вариантов подоходного налога представляется Вам более справедливым?

Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 - Люди с высокими и низкими доходами платят 13% от дохода

2 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, но не более 30%

3 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, и для больших доходов она может составлять 50%

12. Какие проявления духовно-нравственной жизни в современном российском обществе вызывают у Вас чувство несправедливости?

Не согласен Скорее не согласен, чем согласен Скорее согласен, чем не согласен Полностью согласен
а) оценка человеческого достоинства в первую очередь по материальному достатку
б) равнодушие людей друг к другу
в) отрицание абсолютных нравственных норм (любовь к ближнему, терпимость к другим, уважительное отношение к пожилым людям, «не убий», «не укради» и др.)
г) политические спекуляции
д) неравноценное отношение к молодежи с разным уровнем доходов
е) увеличение безработных
ж) ничто из вышеперечисленного не вызывает у меня чувства несправедливости
з) другое:

13. Какие из относящихся к духовно-нравственным явлениям вызывают у Вас в наибольшей степени чувство несправедливости____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Насколько удовлетворительной Вы считаете свою жизнь в настоящее время?

1. очень неудовлетворительной

2. почти неудовлетворительной

3. не неудовлетворительной, но и не удовлетворительной

4. почти удовлетворительной

5. очень удовлетворительной

15.Что является в Вашей жизни наиболее тяжелым и трудным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.А что является в Вашей жизни наиболее легким?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Что в жизни для Вас важно?

Не важно Скорее не важно, чем важно Скорее важно, чем не важно Важно
а) помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
б) быть свободным от политической идеологии
в) получать удовольствие от материального благополучия
г) совершенствовать лидерские качества
д) добиваться успеха
е) быть с близким человеком
ж) понять себя самого
з) бороться за свои права
и) испытывать счастье от борьбы за позитивные изменения в стране
к) активно участвовать в молодежных организациях
л) сделать хорошую карьеру
м) чувствовать, что кому-то нужен
н) жить ради своей семьи
о) познавать Бога
п)противостоять несправедливости
р) реализовать все свои возможности
с) занимать достойное положение в обществе
т) радоваться общению с другими
у) иметь много денег
ф) другое, что:

18. Были ли в Вашей жизни ситуации ожидания террористической угрозы (когда возникали проблемы, от которых нельзя уйти или разрешить в короткое время и привычным способом, проблемы, серьезно затрудняющие или делающие невозможными реализацию жизненных целей)?

Б) трудно сказать

19. Каковы наиболее значимые для вас характеристики ситуации террористической угрозы:

Не значимая Скорее не значимая, чем значимая Скорее значимая, чем не незначимая Значимая
а. невозможность управлять событиями
б. неопределенность ситуации
в. необходимость быстрого реагирования на ее условия
г. затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации
д. непреодолимость ситуации
е. высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления
ж. стрессогенность ситуации
з. сложность прогнозирования и неожиданность ситуации
и. высокая значимость событий
к. наличие потерь
другие

20. Когда Вы переживаете ожидаемую террористическую угрозу, Вы обычно.

Коржова Елена Юрьевна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

С 1995 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена. Тема докторской диссертации: "Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности" (2002 г) Руководит аспирантскими семинарами, председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена, член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена. Автор более 150 печатных работ, в том числе монографий.

Научные интересы:

  • Психология личности
  • Психология жизненного пути
  • Психология художественной литературы и искусства
  • Психодиагностика
  • Психосоматика

Публикации

  1. + - Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38084.php

  2. + - Идеи С. Л. Рубинштейна о жизненном пути человека

    Когда речь идет о субъекте, имеется в виду самый широкий контекст жизненного творчества, созидания своей истории. Вопрос о причастности человека к бытию - это центральный вопрос во все времена. До С. Л. Рубинштейна философы неоднократно рассматривали вопрос о соотношении человека и его бытия, используя разные категории. Философы экзистенциального направления, неоднократно обращаясь к проблеме бытия, отмечали единство понимания внешнего мира и самого себя (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Тема единства человека с миром как идея всеединства - центральная в традиционной русской философии (В. В. Зеньковский). Для отечественной философско-психологической мысли в целом характерно пристальное внимание к онтологической проблематике, предполагающей рассмотрение проблем человека сквозь призму его бытия.

    Http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document418.pdf

  3. + - Личностный принцип творчества А.П. Чехова[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_chehov.php

  4. + - Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38081.php?PRINT=Y

  5. + - Личность с максимально пассивной жизненной позицией (Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе")[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38080.php

  6. + - Представление о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/korjova.php

  7. + - Типология личности в художественной литературе как ориентир жизненного самоопределения[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_tipolog_lichnost.php

Опросник состоит из 21 пары высказываний, из каждой пары необходимо выбрать то определение, которое наиболее соответствует представлению испытуемого о себе.

Целью методики является исследование субъект-объектных ориентаций относительно жизненной ситуации.

Инструкция.

«Внимательно прочтите пары высказываний и выберите из каждой пары то, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения»

Процедуру подсчета.

Значения подсчитываются с помощью ключа-трафарета. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки - «стены».

После этого возможно перенесение стеновых баллов на график, наглядно демонстрирующий представленность каждого первичного фактора, а также соотношение вторичных факторов.

Общий показатель субъект-объектных ориентаций, «О».

Отрицательный полюс шкалы характеризуется детерминацией жизнедеятельности человека преимущественно внешними факторами среды - внешними жизненными ситуациями как ее объектами. Объекту уподобляется и человек. Источник жизнедеятельности находится вне человека. "Объектная" ориентация сопровождается ригидностью, общей экстернальностью, экстернальностью в области достижений и неудач, узостью временной трансспективы, отсутствием чувства полноты жизни.

Положительный полюс шкалы отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. "Субъектная" ориентация характеризуется, по нашим данным, выраженностью таких качеств как гибкость, общая интернальность, интернальность в области достижений и неудач, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся "чувством радостной наполненности жизни".

Транситуационная изменчивость «Ои». Содержание шкалы отвечает на вопрос "КАК?" (как человек взаимодействует с жизненной ситуацией - изменяясь или стабилизируясь). Положительный полюс "трансситуационная изменчивость" характеризует человека, стремящегося познать новое в окружающем мире (новых людей, новые книги, фильмы), совершенствовать свой внутренний мир (углубляя самопознание, добиваясь духовной гармонии, нравственного роста), а также уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Отрицательный полюс шкалы "трансситуационная стабильность" характеризует человека, предпочитающего привычное, "реалиста", стремящегося максимально реализовать те возможности, которые у него имеются на сегодняшний день и, исходя из реальных возможностей, спланировать свою жизнь.

Транситуационный локус контроля «Ол». Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КТО?" (кто осуществляет взаимодействие человека с жизненной ситуацией: он сам или другие люди, внешние обстоятельства). Положительный полюс ("внутренний трансситуационный локус контроля") характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями и описывает человека, ощущающего ответственность за события своей жизни и стремящегося ими управлять, соответственно, планирующего свою жизнь далеко вперед, подмечающего взаимосвязь своих собственных поступков и последующих событий на жизненном пути, воспринимающего свою жизнь как целостность. Отрицательный полюс ("внешний трансситуационный локус контроля") характеризует человека, придающего в объяснении своей собственной жизни больше значения случаю, судьбе, стечению обстоятельств и, следовательно, не планирующего далеко вперед, не ощущающего влияния своих поступков на последующие жизненные события, воспринимающего свою жизнь как совокупность отдельных ее моментов - внешних событий.

Транситуационное освоение мира «Оо». Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КУДА?" (куда, т.е. в каком направлении, осуществляется взаимодействие человека с жизненной ситуацией, - вовнутрь или вовне). Положительный полюс ("трансситуационное освоение внутреннего мира") характеризует обращенность человека к своему внутреннему миру, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Об этом свидетельствует и представление своей жизни как малособытийной. Характерно также стремление планировать свою жизнь. В то же время обращенность вовнутрь сопровождается отсутствием ощущения контроля над своей жизнью - поскольку она рассматривается как один из аспектов существования внешнего мира. Отрицательный полюс ("трансситуационное освоение внешнего мира") характеризуется стремлением к самоосуществлению во внешнем мире, что сопровождается восприятием своей жизни как насыщенной внешними событиями, ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств.

Транситуационная подвижность «Оп». Содержание шкалы отвечает на вопрос "ГДЕ?" (где, в каких условиях осуществляется жизнедеятельность: в привычных или в новых жизненных ситуациях). Положительный полюс шкалы ("трансситуационная подвижность") характеризует стремление человека взаимодействовать с новыми жизненными ситуациями (профессиональными, учебными и др.), к активному движению, развитию, к жизненным переменам. Отрицательный полюс шкалы ("трансситуационная инертность") характеризует стремление к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями, такими, как есть, к пассивному следованию жизненному потоку, отсутствие тяги к жизненным переменам.

Транситуационное творчество «От». Включает в себя взаимосвязанные шкалы "трансситуационная изменчивость", "трансситуационная направленность освоение мира", "трансситуационная подвижность". Все эти шкалы характеризуют преобразующую жизненную активность человека.

Тип субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях определяется в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам трансситуационного творчества и трансситуационного локуса контроля.

1. Диагностируется тип преобразователь жизненной ситуации, если оба показателя характеризуются стеновым значением выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).

2. Диагностируется тип гармонизатор жизненной ситуации, если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов), а по шкале «трансситуационный локус контроля» ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).

3. Диагностируется тип пользователь жизненной ситуацией, если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов), по шкале «трансситуационный локус контроля» выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).

4. Диагностируется тип потребитель жизненной ситуации, если оба показателя характеризуются стеновыми значениями ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).

5. Диагностируются смешанные типы, если по одной или обеим шкалам стеновое значение равно 5-6.

Loading...Loading...